Ритейлеры и власть сели за стол переговоров
11 декабря во время круглого стола «Изменения в законодательстве — действующий механизм урегулирования кризиса в системе защиты прав потребителей в Украине» руководители Госпотребинспекции Украины, ведущие игроки рынка розничной торговли и всемирно известные компании-производители домашней техники и электроники озвучили рекомендации по изменению в законодательстве, регулирующему защиту прав потребителей и работу контролирующих органов. Круглый стол был организован под эгидой Европейской Бизнес Ассоциации по приглашению Госпотребинспекции Украины.
Цель инициативы – защита цивилизованной торговли и прав потребителей методом усовершенствования действующего законодательства о защите прав потребителей. Операторы рынка разъяснили ситуацию, указав на определенные примеры несовершенства в законодательной базе, также на разрушительные последствия действий Госпотребинспекции для отрасли и защищенности потребителя в целом.
Толика цивилизованного рынка домашней техники и электроники Украины составляет до 40%. Фавориты рынка - торговые сети «Эльдорадо», «Фокстрот» и «Comfy» - оказались под пристальным вниманием Госпотребинспекции и получили, в общей трудности, предписания на более чем 500 млн. грн. штрафов. Ритейлеры не раз называли их неправомерными, гибельными для бизнеса и такими, что не имеют ничего общего с защитой прав потребителя. Мировоззрение сетей было услышано.
— Основная сумма штрафных санкций была связана с претензиями по недопуску проверяющих к документам. Специфичность ведения бизнеса в том, что все оригиналы бухгалтерских документов от производителей-поставщиков находятся в центральном кабинете и не могут находиться во всех точках продаж. После проверки основной документации все претензии по не допускам, а, как следует, по главным суммам штрафов сняты, — откомментировал управляющий юридического отдела сети «Фокстрот» Алексей Конашевич.
— На основании этих проверок появился диалог участников круглого стола с Госпотребинспекцией, в процессе которого ведомство подтвердило, что у сетей нет контрафактной и несертифицированной продукции, — отметил на брифинге после круглого стола соучредитель Группы компаний «Фокстрот» Валерий Маковецкий. — Вся продукция у нас официальная, «белая», сертифицированная и приготовленная для рынка Украины. Наши товары соответствующим образом обеспечены гарантийным и постпродажным обслуживанием. Мы верно проявили, где в отрасли находятся проблемные точки, ведь у нас одна цель – обеспечить люд Украины высококачественной продукцией, потому на данный момент у нас фактически все острые вопросы сняты.
— Сети не являютсякритичным фактором исходя из убеждений нарушений, а являются честными предприятиями. Неувязка же кроется в нецивилизованной рознице, — произнес генеральный директор сети «Comfy» Геннадий Вербиленко. — Все прозрачно в организованной рознице. Сами поставщики тоже отчасти берут на себя защиту прав потребителей. Неорганизованная розница – вот фактор нечестной конкуренции, в особенности беря во внимание давление падающего рынка.
Участники круглого стола направили внимание на несовершенство норм законодательства по защите прав потребителей и на животрепещущие вопросы в сфере урегулирования порядка донесения инфы о товаре - бытовой технике и электронике и -к потребителям в розничных сетях.
«Речь идет не о «плохом» либо «хорошем» законе, а о его интерпретации органами исполнительной власти. Пересмотра просит работа с современными сетевыми предприятиями, также с интернет-торговлей, нужно уточнить и детализировать порядок проведения проверок и внедрения штрафных санкций», — гласит Максим Байдык, директор юридического департамента торговой сети «Эльдорадо».
Участники переговоров предложили сформировать рабочую группу из представителей бизнеса и экспертного общества для внесения конфигураций в имеющееся законодательство и ввести ее в состав рабочей группы при Министерстве экономического развития и торговли Украины, которая на данный момент работает над изменениями к законодательным актам.
По результатам обсуждения был подписан Меморандум о взаимопонимании меж Гос инспекцией Украины по вопросам защиты прав потребителей и компаниями — импортерами и сетями «Фокстрот» и «Comfy» для борьбы сконтрафактной и контрабандной продукцией на потребительском рынке Украины. От импортеров Меморандум подписали руководители представительств Bosch-Siemens, SamsungEl
ectronicsUkraine, PhilipsUkraine, De’LonghiUkraine, IndesitUkraine, Gorenje.
— Компании-члены комитета розничной торговли (большие розничные сети, к примеру, «Фокстрот», «Комфи») имеют прямые договоры с представительствами производителей, которые поставляют продукты, которые были официально ввезены в Украину и соответствуют нормам государственного законодательства, — подтвердил слова ритейлеров Сергей Максимов, коммерческий директор «Bosch-Siemens», председатель комитета электротехники Европейской Бизнес Ассоциации. - Компании-члены Ассоциации готовы присоединиться к процессу совершенствования законодательства по защите прав потребителей и обращаются с просьбой сделать подобающую рабочую группу с ролью представителей бизнеса и заинтересованных органов власти.
Представители торговой сети «Эльдорадо» отказались от подписания Меморандума, заявив, что готовы принять самое активное роль в разработке конфигураций в действующее законодательство, объединив усилия с главными участниками рынка, но после удачного восстановления собственной идеальной репутации методом оспаривания неправомерных действий Госпотребинспекции в суде.
— Меморандум открыт, мы ждем, что к нему, не считая ведущих операторов рынка, присоединятся более маленькие участники рынка. Это открытые двери для добросовестных, прозрачных производителей и реализаторов домашней техники украинского рынка, — пригласил к сотрудничеству глава Госпотребинспекции Украины Сергей Орехов.