Пост духовный
Протоиерей Олег Ведмеденко Какой пост надобен Богу? Угоден ли Господу таковой "пост", когда человек незатейливо перебежал с употребления мяса на рыбку, грибочки и огурчики? Когда он не ест мяса, яиц, не пьет молока, но пьет кровь брата собственного? Непременно же, нет! Пост телесный нужен для нас с вами, для нашего здоровья, для укрепления нашей воли, для победы нашего духа над плотью; Господу же – нужен пост духовный. Без духовного поста пост телесный – всего только обычная диета. Потому и святой Антоний Величавый определяет пост как воздержание сначала языка, сердца, а позже уже чрева.
Вобщем, обратимся к Священному Писанию, и поищем в нем ответ на вопрос: верно ли мы осознаем сущность святого поста? Господь, обращаясь к пророку, учит: "Взывай звучно, не удерживайся; возвысь глас твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его! (тут "дом Иакова" – собрание всех сынов веры, всех "колен" народа Божьего, всех верующих – тех, кто призывает Имя Господне. – Авт.). Они каждый денек отыскивают Меня и желают знать пути Мои, вроде бы люд, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога собственного; они вопрошают Меня о судах правды, хотят приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»
- Вот, в денек поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтоб дерзкою рукой лупить других; вы не поститесь в это время так, чтоб глас ваш был услышан на высоте. Такой ли тот пост, который Я выбрал, денек, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и стелит под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и деньком, угодным Господу?
Вот пост, который Я выбрал: разреши кандалы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда узреешь голого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда раскроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро вырастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет аккомпанировать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он произнесет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь подымать перст и гласить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу мученика: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают!.." (Книжка пророка Исаии).
Вот какого поста ожидает от нас Вседержитель. Вот какой жертвы – милосердия. "Если б вы знали, что означает: милости желаю, а не жертвы, то не осудили бы невиновных", – толкует Господь фарисеям. "Ибо Я милости желаю, а не жертвы, и Боговедения более, ежели всесожжений", – свидетельствует Он фарисеям и нынешнего денька.
Не испускайте зло! Отрекитесь себя, смиритесь, решите кандалы безбожности вашей. Узнайте волю Мою, откройте свои сердца для света правды и увидьте, что воля Моя ординарна и понятна, что она в единственном слове – возлюби.
Скиньте узы ярма греховного! Доколе будете под проклятием? Доколе будете разъединены со Мной за жестокосердие ваше? Доколе будете кадить кумирам, которые сущность страсти человеческие и желания плоти, сначала зависть и алчность ваша? Убрите из ваших сердец "крайнюю плоть"; вот, ухо у вас "необрезанное" и вы не сможете слушать; вот, слово Господне у вас в посмеянии, оно неприятно вам. Пустите на волю угнетенный дух собственный, схваченный хомутом заботы и обольщения богатства века этого, ярмом гордыни и надменности вашей. Не подымайте пальца собственного и не гласите ожесточенного... (Но как, когда "что лежит на сердечко – о том молвят уста".) О, род змеиный! Как сможете высказывать доброе, сами будучи злыми?
Дайте голодному хлеба, и не только буквального. Поделитесь хлебом духовным – хорошим словом, искренним, не заносчивым советом; примите удовлетворенность и горе близкого, как свои; введите злосчастных в дом сердца собственного, согрейте "скитающихся бедных" теплом собственной души. А лицезрев голого, и не только лишь практически, да и духовно голого, виноватого пред Богом и людьми, лишенного одежки праведности чтобы прикрыть срам наготы собственной – не отворачивайтесь от него, покройте вину его своею "одежкой", праведностью своею; не сторонитесь его подобно фарисею: "Боже! благодарю Тебя, что я не такой, как остальные люди, похитители, обидчики, прелюбодеи, либо как этот мытарь..." Ибо может статься, что выйдет сей духовно голый "мытарь" более оправданным, чем вы...
Вот какого поста ожидает от нас Бог. Величавый пост начался. "Взывай звучно, не удерживайся; возвысь глас твой, подобно трубе!.." – кличет Господь через пророка Исаию. "Трубите трубою на Сионе и лупите тревогу на святой горе Моей!.." – гремит глас Господний у Иоиля. "Горе беззаботным на Сионе!.." – вторит им также и Амос. Услышим ли? Величавый пост длится... www.vedmedenko.org