Не позволяйте собственному плану сбивать вас с толку
К вашему вниманию статья Питера Брегмана - создателя книжек, лектора и консультанта по вопросам управления компаниями, генерального директора интернациональной консалтинговой компании Bregman Partners.
Минуточку, поразмыслил я, подняв глаза с тропинки, по которой мы шли несколько часов. Где мы?
Я знал, что заплутался. К огорчению, я был не один. Я возглавлял тридцатидневную экспедицию Государственной школы лидерства в походах (NOLS) по одичавшей местности. В этом случае это означало, что за мной шло восемь студентов от 16 до 24 лет.
В большинстве экспедиций туристские группы из NOLS идут не по обычным тропинкам. Мы используем топографические карты, отражающие физические свойства местности - горы, ручьи, равнины, горные хребты - и ориентируемся в одичавшей местности, сравнивая то, что лицезреем вокруг, с тем, что на карте.
Каждое утро мы согласовываем место предназначения - где мы планируем устроить привал в конце денька - а позже избираем ориентировочный путь через неведомую местность. Мы знаем общее направление, в каком движемся и поддерживаем курс, обращая внимание на окружающую местность: эта гора должна быть слева, та речушка - справа, а вон та крутая гора - впереди.
Временами нам попадается тропа, которая совпадает с нашим направлением, тогда мы идем по ней. Это упрощает путь.
Но, когда мы придерживаемся тропинки, происходит страшная вещь: мы перестаем уделять свое внимание на окружающую обстановку. Так как тропинки придерживаться совсем не сложно, мы позволяем нашему разуму терять внимательность и третировать наблюдением за тем, где мы находимся.
Потому мы продвигаемся вперед, стремительно и решительно - пока не поднимаем глаза и не понимаем (как я понял в тот денек), что уже не узнаем окружающую местность. Наша сосредоточенность нас ослепила.
И тут идет речь не только лишь о походах.
В бизнесе и в жизни мы ставим для себя различные цели - выстроить компанию, выполнить план продаж, стать приклнным управляющим - и позже определяем стратегию для заслуги этой цели. Цель - это наш пункт предназначения; стратегия - это тропинка, по которой мы к нему идем.
Но время от времени мы так сосредоточены на тропинке - на том, как будем достигать цели, на самом способе либо процессе - что забываем о пт предназначения, о том, куда мы вообще-то шли. И проходим мимо способностей, которые могли бы продвинуть нас вперед к нашей поставленной задачи.
Конкретно это вышло с Сэмми, религиозным человеком, которого застало наводнение, когда он был в собственном доме. Он поднялся на крышу и молился, прося Бога спасти его.
Сэмми увидел древесную доску в воде и позволил ей проплыть мимо. «Бог выручит меня», - произнес он для себя. Через некое время мимо проплыл человек в лодке и предложил помощь, но Сэмми отказался. «Бог выручит меня», - произнес он тому человеку. Вода продолжала подниматься, добравшись Сэмми до гортани, когда над его головой пропархал вертолет. Сэмми махнул рукою, говоря «Бог выручит меня». В конце концов, Сэмми утоп.
Не успел он обернуться, как попал на небеса, где его повстречал Бог. «Почему ты не выручил меня?» - спросил Сэмми. «Я пробовал! - Ответил Бог. - Я послал доску, я послал лодку, я послал вертолет...».
Хоть это и измышленная история, но ее сущность все равно менторская. Сэмми был так зациклен на собственной стратегии - быть спасенным Богом - что проглядел свое спасение.
Я начинал строить свою компанию более 12 годов назад с 50-страничного бизнес-плана. Это была очень нужная вещь - она ??помогала мне сохранять сосредоточенность, избегать ошибок, позволила выстроить стратегию развития. Но если вы поглядите на мою компанию сейчас, то увидите в ней сильно мало из того бизнес-плана.
Так как поменялась экономика, поменялся я, поменялись мои клиенты, и способности тоже поменялись. Если б я «застрял» на том плане, то разорился бы. Конкретно отслеживание конфигураций в окружающей обстановке, также готовность выкинуть старенькый план и сделать новый - в согласовании с новыми реалиями - дали мне возможность развивать бизнес.
Я помню, как одна мама говорила о том, что ей тяжело выращивать аутического малыша. «Я не такая мама, какой подразумевала быть», - произнесла она. «Я - такая мама, какой обязана быть».
То же самое я увидел и относительно выдающихся управляющих. Они могут иметь определенный план того, как желают управлять компанией. Но повсевременно меняют этот план, исходя из сильных и слабеньких сторон тех людей, которыми управляют.
Контролируйте и регулируйте. Вот ключ к действенному управлению - непринципиально, в кабинете либо в экспедиции.
На тропе я приостановил свою группу студентов и признался, что завел их не туда. Я растолковал, как просто может дезориентировать чрезмерная сосредоточенность на тропе.
- Отлично, - ответил 16-летний мальчишка саркастическим тоном, - потому что нам сейчас отыскать дорогу?
- Это вы мне скажите.
- Поглядеть на карту? - предложил он.
- И на окружающую местность! - добавил я.
Питер Брегман
Источник: Harvard Business Review
Перевод - портал УкрБизнес