«Контр акт»: налоговая полиция взялась за контрагентов
На прошлой неделе Виталий Захарченко, председатель Гос налоговой службы Украины (ГНСУ), заявил, что во II квартале 2011 г., по сопоставлению с аналогичным периодом 2010 г., налоговики в два раза сократят количество плановых проверок, а налоговая полиция закончит наведываться с проверками к "упрощенцам", ведущим хозяйственную деятельность на рынках (см. статью "Широта жеста" ).
Не считая того, бюрократ увидел, что, согласно новенькому приказу Госналогслужбы, не будут проводиться "фактические проверки бизнесменов - физических лиц, представителей среднего и малого бизнеса, которые радиво платят налоги", но пообещал, что органы Госналогслужбы и далее будут "заниматься конвертационными центрами".
Обещанный приказ ГНСУ в открытом доступе (по состоянию на 15.00 18 марта) пока не появился, но заступники бизнесменов убеждены, что сокращение количества визитов налоговых инспекторов приведет только к усилению давления на бизнес со стороны налоговой милиции, хотя оно и на данный момент уже зашкаливает.
"Госналогслужбе часто ставится задачка собирать в госбюджет мистические объемы налоговых платежей. "Выбивать" эти платежи с несогласных предпринимателей может конкретно налоговая полиция", - гласит Дмитрий Никишин, заместитель председателя Черниговского городского профсоюза "Підприємець".
Ограничения проверок
Налоговый кодекс (НК) ограничил возможности налоговых милиционеров по проведению проверок. Согласно ст.61.3 НК, сотрудникам налоговой милиции запрещено проводить проверки по вопросам налогообложения, а в согласовании со ст.78.3 НК - участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых налоговой инспекцией.
"Исключением являются проверки, связанные с ведением оперативно-розыскных дел (дальше - ОРД. - Ред.) либо расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении данных плательщиков налогов (должностных лиц этих компаний)", - замечает Игорь Головань, управляющий партнер адвокатской компании "Головань и Партнеры".
При этом эти уголовные дела должны находиться в производстве органа налоговой милиции, проводящего проверку. Сами же проверки должны проводиться в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), законами об ОРД и о милиции.
"Ранее налоговое законодательство таковой точной нормы не содержало. Чем и воспользовались налоговые милиционеры, проверяя предприятия совместно с налоговой инспекцией", - вспоминает Юлия Курило, юрист, партнер юридической компании "ЮСТ Украина" (г.Киев; с 2006 г.; 10 чел.).
Фактический кавардак
Что все-таки касается фактических проверок, осуществляемых по месту фактического воплощения налогоплательщиками хоздеятельности, то, как поведал БИЗНЕСу пожелавший остаться неназванным начальник налоговой милиции ГНИ 1-го из городов южного региона Украины, милиционеры толком не знают, как им их проводить: "Мы только ожидаем объяснения ГНСУ по поводу наших возможностей и метода их реализации при проведении этих проверок. Как объяснение появится, мы начнем работать".
Дело в том, что нормы ст.78.3 НК на фактические проверки не распространяются. "В то же время, согласно ст.75.1.3 НК, производить их надлежит органам ГНСУ, в состав которых заходит и налоговая полиция", - отмечает Лена Воронцова, партнер юридической компании "ЭЙДИКОМ" (г.Киев; с 2007 г.; 7 чел.).
В согласовании со ст.75.1.3 Кодекса фактические проверки проводятся относительно соблюдения порядка воплощения расчетных операций, кассовой дисциплины, наличия лицензий и т.п.
"Другими словами, по сути, эти проверки касаются не вопросов налогообложения, а установленных правил ведения хозяйственной деятельности", - считает Игорь Бондаренко, начальник отдела правового регулирования ОАО "Евроцемент Украина" (г.Балаклея, Харьковская обл.; с 2005 г.; около 1,3 тыс.чел.).
Все же, по убеждению всех опрошенных Делом юристов, возможности налоговой милиции в процессе фактических проверок должны быть ограничены нормами УПК и Закона об ОРД.
Потому милиционеры могут наносить визиты только в тех случаях, когда в налоговом органе записанно заявление о злодеянии, заведено оперативно-розыскное дело либо возбуждено уголовное.
"Ведь, как и до этого, задачки налоговой милиции состоят в проверке определенных фактов нарушения законодательства, которые могут повлечь за собой уголовную либо административную ответственность, а не в рядовом контроле", - гласит г-жа Курило.
Потому, замечает Лена Воронцова, возможности служащих налоговой милиции в процессе фактических проверок могут заключаться, к примеру, в проведении "контрольных расчетных операций" (контрольных закупок. - Ред.), которые предусматриваются в письме ГНСУ №2337/7/23-7017/125 от 28.01.11 г.
"Другие же деяния, к примеру, по составлению акта проверки, надлежит делать налоговым инспекторам", - гласит г-жа Воронцова.
Запросы в конвертах
Вобщем, запрет совместных проверок и перспектива сокращения фактических - это мелочи по сопоставлению с давлением налоговой милиции на бизнес под предлогом борьбы с конвертационными центрами.
"С начала 2011 г. налоговая полиция практически забросала бизнесменов письменными запросами с требованием предоставить массу документов о финансово-хозяйственной деятельности компаний, также пояснений о отношениях с контрагентами", - ведает независящий юрист Игорь Руденко.
Значимая часть запросов не связана с возбуждением уголовных дел. Заместо этого налоговые милиционеры ссылаются на проведение оперативно-профилактических операций "Бюджет" и "Конверт", указывают на необходимость использования "резервов мобилизации налоговых поступлений", также на право органов ГНСУ проводить так именуемые встречные сверки данных субъектов хоздеятельности - налогоплательщиков.
"Встречные сверки - это нововведение, которым мы должны ст.73.5 НК", - ведает г-н Бондаренко. А конкретно - органы Госналогслужбы сопоставляют информацию, содержащуюся в первичных бухгалтерских и других документах компаний - контрагентов, в целях доказательства хозяйственных отношений меж ними и полноты их отражения в налоговом учете.
"Согласно НК, сверки не числятся проверками, но, по сущности, являются формой налогового контроля. Потому их проведение находится только в компетенции налоговой инспекции", - убеждает г-н Бондаренко.
В согласовании с постановлением Кабмина №1232 от 27.12.10 г. поводом для проведения встречной сверки могут быть сомнения, возникшие у налоговиков в процессе проверки контрагента предприятия и касающиеся достоверности совершения сделок меж ними.
"В то же время налоговая полиция имеет право затребовать документы не в случае каких-то колебаний, а только на основании заявления о совершении (подготовке) злодеяния, подабающим образом зарегистрированного, либо заведенного оперативно-розыскного дела, либо возбужденного уголовного дела. При этом если факты, изложенные в заявлении, касаются определенного предприятия, то в рамках доследственной проверки, предусмотренной ст.97 УПК, истребовать документы могут только у этого предприятия", - припоминает Игорь Бондаренко.
Потому запросы налоговой милиции о предоставлении документов, которые не содержат номеров заявлений и заведенных (возбужденных) дел, нелегальны, и предприниматели не должны на их отвечать.
Уголовное давление
Не считая того, под флагом борьбы с конвертационными центрами налоговые милиционеры проводят выемку документов на предприятиях по "чужим" уголовным делам.
"К примеру, дело было возбуждено в отношении должностных лиц предприятия А, которое имело хозяйственные дела с компанией Б. Но выемку налоговая полиция проводит на предприятии В, которое имело дела только с компанией Б", - ведает г-н Руденко.
По словам адвоката, в схожих случаях наилучшая форма защиты для предприятия В - не предоставлять милиционерам никаких документов, если, естественно, у последних нет постановления суда о проведении выемки. Собственный отказ непременно нужно мотивировать в протоколе выемки (см. также "Юрист - о выемке").
Вобщем, по словам г-жи Курило, на данный момент получение постановления суда, и не только лишь относительно выемки, не является неувязкой для налоговой милиции.
"Не так давно в нашей практике был случай, когда трибунал разрешил арестовать счета компании по "чужому" уголовному делу", - ведает г-жа Курило и замечает, что этот арест нарушил бы требования УПК. Ведь в рамках расследования уголовного дела должны собираться подтверждения только о отношениях лиц, в отношении которых оно возбуждено, и их контрагентов.
"Трибунал, правда, отменил свое постановление, но осадок остался", - пеняет г-жа Курило. Заметим, что в ближайшее время суды не единожды становятся на сторону налоговых милиционеров, хотя, по воззрению адвокатов, легитимных аргументов для принятия этих решений у служителей Фемиды нет.
Заместо резюме
По итогам встречных сверок, выемок по "чужим" уголовным делам, проводимых налоговой милицией, могут быть признаны недействительным договоры, заключенные меж 2-мя предприятиями, либо бестоварные сделки. В таком случае уже налоговая инспекция доначисляет компаниям суммы налоговых платежей, вынося надлежащие налоговые уведомления-решения.
А судебная практика их обжалования, как уже писал БИЗНЕС (см. статью "В казну що"), неутешительна. Не достаточно того, в процессе рассмотрения схожих дел в административных судах в отношении истцов в нарушение норм УПК дополнительно возбуждаются уголовные дела.
Непременно, борьба с "уклонистами" и "конвертаторами" - благое дело. Другой вопрос, вправду ли их ликвидируют и не ставят ли на их место других.
"Южноамериканский экономист Артур Лаффер обосновал, что после того как реальные налоговые ставки превосходят некоторый критичный уровень, деловая активность компаний понижается, общий объем налоговых поступлений сокращается, а налогоплательщики уходят в тень", - гласит Лена Жукова, директор аудиторской компании "Сайвена-аудит" (г.Киев; с 1998 г.; 8 чел.).
По убеждению аудитора, биться с "уклонистами" нужно не методом репрессий, осуществляемых налоговой милицией против большинства украинских компаний (даже по официальным данным - более 50% украинской экономики в тени), а при помощи прозрачного и понятного налогообложения.
Кстати
Протоколы - по доверенности
Складывается воспоминание, что управление Госналогслужбы напрочь запамятовало о требованиях ст.19 Конституции, согласно которой органы гос власти должны действовать только в рамках собственных возможностей и методом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
Согласно письму ГНАУ №5173/7/10-1017/665 от 23.02.11 г., председатели областных муниципальных налоговых администраций, начальники налоговых инспекций и их заместители - начальники налоговой милиции на основании нормы ч.2 ст.244 Штатского кодекса (ГК) могут передавать по доверенности свои возможности по составлению протоколов об административных правонарушениях (к примеру, при нарушении порядка ведения хозяйственной деятельности) другим должностным лицам этих органов.
"Но эта норма ГК распространяется лишь на личные штатские дела и не может касаться общественных правоотношений, которые появляются в случае совершения административных правонарушений. Надеюсь, что свободная трактовка не будет применяться либо, в худшем случае, будет сходу опровергнута судебной практикой", - замечает Юрий Задира, вице-президент адвокатской компании "Грамацкий и партнеры" (г.Киев; с 1998 г.; 38 чел.).
Юристы - …
…об уголовных делах
Игорь Головань (42), управляющий партнер адвокатской компании "Головань и Партнеры" (г.Донецк, г.Киев; с 1996 г.; 29 чел.):
- В ближайшее время, по моим впечатлениям, участились случаи нелегального возбуждения уголовных дел в отношении налогоплательщиков.
Согласно ст.56.22 НК, если решение налогового органа оспаривается в суде, то до вынесения окончательного вердикта служителями Фемиды запрещено сразу на основании этого же решения строить обвинение плательщика налогов в уклонении от их уплаты.
Следователям налоговой милиции разрешается базировать это обвинительное заключение только на основании дополнительных доказательств, собранных в согласовании с требованиями УПК.
Но на данный момент, пока в административных судах рассматриваются иски о признании неправомерными налоговых уведомлений-решений (о доначислении компаниям налоговых обязанностей), в отношении их должностных лиц возбуждаются уголовные дела по ст.212 Уголовного кодекса, а потом налоговая полиция проводит на фирмах выемки и обыски.
Предполагаю, что таким макаром органы налоговой милиции пробуют нажать на бизнесменов и во избежание "более томных последствий" приневолить их признать требования налоговиков, изложенные в уведомлениях-решениях.
…о выемке
Игорь Руденко (47), независящий юрист (г.Киев):
- Бизнесменам стоит знать, что с 1 января 2011 г, согласно изменениям, внесенным в ст.178 УПК ("Основания для проведения выемки и порядок получения согласия на ее проведение"), милиционеры, в том числе и налоговые, не имеют права изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов без соответственного постановления суда.
В то же время предприниматели докладывают об уникальных постановлениях следователей налоговой милиции о выемке, в каких говорится о необходимости изъятия… копий оригиналов документов. Видимо, таким макаром сотрудники органов пробуют обойти это новое требование.
Рекомендую в схожих случаях не предоставлять милиционерам никаких копий, а в постановлении о выемке написать, что выемке подлежат только оригиналы документов. Копии же, как надо из системного анализа норм УПК, предприниматели изготавливать не должны. Кстати, считаю, что благодаря нововведению реально избежать и изъятия компов.
Согласно ст.7 Закона об электрическом документообороте, оригиналом электрического документа считается документ с неотклонимыми реквизитами, в том числе с электрической цифровой подписью.
Таким макаром, компьютер, в каком установлены, к примеру, бухгалтерские программки, предполагающие наличие электрического ключа, цифровой подписи, содержат первичные документы в электрической форме и изъятию без специального постановления суда не подлежат.
Функционер - о практике
Дмитрий Никишин (44), заместитель председателя Черниговского городского профсоюза "Підприємець" (с 1991 г.; около 400 физ- и юрлиц):
- На данный момент у бизнесменов не осталось легитимных средств для защиты собственных прав и интересов, нарушаемых налоговыми милиционерами. Ранее бизнес мог возлагать на суды, но ситуация поменялась.
Три года вспять налоговые милиционеры Печерского района г.Киева, на самом деле, ограбили предприятие, вывезя продукт ценой более 1,5 млн грн. Их деяния признаны нелегальными еще в 2009 г., но по сей денек никто не наказан, и имущество не возвращено предприятию в полном объеме (БИЗНЕС описывал эту историю на всех ее шагах - см., к примеру, статью "Надзорный подсчет" - Ред.).
И вот 1 марта 2011 г. Хозяйственный трибунал г.Киева, который установил право предприятия на истребуемое имущество, противоправность действий налоговых милиционеров по его изъятию, наличие документов и фотоснимков, подтверждающих, что никак не весь продукт был возвращен, внезапно отказал предпринимателю в возврате имущества без каких-то аргументов! Я считаю, что суды на данный момент отказывают предпринимателям только поэтому, что по другую сторону процесса находятся госорганы.
К огорчению, слова "рэкетир", "бандит" и "вор" становятся у нас синонимами слова "бюрократ". Потому логично, что на данный момент многие бизнесмены молвят о намерении отстаивать свои права так, как это сделали в горячих африканских странах.
Создатель: Моріна Белла
Джерело: газета БІЗНЕС № 12 (947) від 21.03.2011
Создатель: Морина Белла
Источник: Бизнес