Лакокрасочные материалы и покрытия. Принципы составления рецептур
Модифицированные полиорганосилоксаны
Полиорганосилоксаны образуются из би - и трифункционапьных алкоксиал- кил(арил)силанов в результате частичного гидролиза. Это сравнительно низкомолекулярные продукты, содержащие функциональные алкокси - (преимущественно метокси-) группы [1, 2, 4]. В результате дальнейшего гидролиза и поликонденсации они могут образовывать более высокомолекулярные соединения - олигомеры и полимеры как линейной, так и сетчатой структуры. Для оптимизации свойств полиорганосилоксаны часто комбинируют с другими пленкообразователями: полиэфирами, полиакрилатами, эпоксидными смолами. Так как совместимость разных классов соединений бывает ограничена, сначала при 180°С получают предконденсаты из олигоэфирсилоксана и модификатора. Таким образом получают, например, полиэфирсилоксановые пленкообразователи.
Эти смолы отверждаются прежде всего за счет реакции гидроксильных групп полиэфира с метоксигруппами полиорганосилана с отщеплением метанола. Взаимодействие протекает при температуре 180 - 200°С, в качестве катализаторов применяют кислоты Льюиса, например бутилтитанат. Получаемые таким образом покрытия атмосферо - и термостойки. Лакокрасочные материалы этого типа нашли применение для электроизоляции двигателей, проводов,
катушек, окрашивания глушителей, теплообменников и других изделий, подверженных нагреву.
Другим путем введения алкоксисиланов в состав матрицы пленкообразова- телей является реакция полимераналогичных превращений их функциональных групп. Например, к гидроксилсодержащему пленкообразователю может быть присоединен 3-изоцианатопропилтриметоксисилан. Полученые пленкооб - разователи с активными силоксановыми группами могут отверждаться при более высоких температурах в присутствии кислотных катализаторов (также кислот Льюиса) с образованием устойчивых Si-0-Si связей. В последнем случае оптимальными являются температуры 150 - 170°С. Полученные таким образом покрытия отличаются высокой атмосферо - и химической стойкостью. Лаки этого типа применяют в автомобильной промышленности.