В зависимости от видов…
Магазины, входящие в корпоративную сеть, обычно торгуют определенным ассортиментом товаров, могут иметь одинаковый внешний вид и внутреннее оформление.
Объединения (товарищества) торговых посредников могут ор-ганизовываться на основе монопольного права на продажу (привилегии) какого-либо уникального товара (патента), услуги, формы деятельности.
Кооперативы предприятий розничной торговли чаще всего ор-ганизуются потребителями товаров, живущими на определенной территории для обеспечения снабжения товарами хорошего качества и должного уровня обслуживания.
Ассоциации розничных торговцев организуются с целью решения ими общих задач по оборудованию торговых мест (скажем, в районе станции метро, на вокзале и т. п.), очис тки от мусора территории, где ведется торговля, охраны товара и т. п.
По месту расположения розничные торговцы могут находиться в торговых центрах данного микрорайона, района города, а также в специально отведенных для торговли местах на городских рынках, вокзалах, у станций метро и т. п.
По формам обслуживания предприятия розничной торговли раз-личают торговлю вразнос, торговлю по заказам (обычно со скидкой), с заказом по почте или по телефону (телефаксу), торговлю с помощью автоматов и т. д.
По различиям в ценовой политике можно выделить магази - ны-склады, магазины сниженных цен, магазины — демонстрационные залы, торгующие по каталогам, и др.
Магазины-склады — это крупные предприятия, предназначенные для большого количества товаров, как правило, по сниженным ценам. Снижение цен достигается за счет уменьшения торговых издержек: эти магазины — просто складские помещения с весьма скромным интерьером и без каких-либо услуг. Товары здесь могут находиться прямо в контейнерах или в разобранном виде (например, мебель). Торговля обычно производится по образцам.
Магазины сниженных цен обычно предлагают стандартные товары массового спроса по ценам более низким, чем в фирменных магазинах. Магазины сниженных цен отличаются от мест распродаж товаров и торговли с сезонными скидками тем, что цены снижены здесь постоянно. В этих магазинах, в отличие от распродаж, как правило, продаются высококачественные товары. Возможность снижения цены достигается за счет ускорения торгового оборота, широкого применения самообслуживания, ограничения сервиса, использования торговых помещений в районах с низкой арендной платой, применения более простого торгового оборудования и, наконец, снижения нормы прибыли.
Магазины — демонстрационные залы, торгующие по каталогам, сочетают в себе упомянутые особенности торговли по сниженным ценам с возможностями торговли по каталогам. Среди ассортимента этих магазинов дорогие товары массового спроса, требующие тщательного выбора (ювелирные изделия, дорогая одежда и обувь, фототехника, музыкальные инструменты и пр.). Здесь также появляется возможность некоторого снижения цен указанным выше путем. Кроме того, снижению цен здесь благоприятствует ограниченная выкладка товара (каталоги принимают на себя роль хороших витрин) , сокращение количества торгового персонала (необходимые разъяснения по покупке потребитель может получить из каталога), а также продажа товара за наличный расчет.
Важнейшим классификационным признаком предприятий розничной торговли является ассортимент товаров и услуг. Здесь различают магазины товаров повседневного спроса, специализиро-ванные магазины, универмаги, универсамы, торговые комплексы.
Магазины товаров повседневного спроса — это прежде всего про-довольственные магазины. Такие магазины обычно небольшого размера, с ограниченным ассортиментом продовольственных и не-продовольственных товаров. Размещая эти магазины в местах скопления людей, вдоль автострад , в узловых центрах городов, торговец приобретает возможность ускорить оборот товара и получить дополнительную прибыль. Прибыль может быть также увеличена за счет размещения таких магазинов вблизи жилья (например, непосредственно в домах) и избавления покупателей от транспортных расходов. В последние годы такие магазины чаще стали размещать также на предприятиях, в центрах бытового обслуживания населения, на станциях технического обслуживания автомобилей, в других местах, где у потребителя появляется время и желание произвести покупку.
Специализированные магазины торгуют уж им ассортиментом товаров, которые требуют тщательного выбора. Это одежда, обувь, спортивные товары, мебель, книги. Здесь также есть свои градации: магазин узкой специализации (например, по продаже мужских галстуков), магазин ограниченного ассортимента (например, мужская одежда), магазин обособленного полного ассортимента (например, магазин одежды или обуви для мужчин, женщин и детей).
Универмаги торгуют несколькими группами различных товаров: одеждой, обувью, мебелью, хозяйственными товарами, галантереей, канцелярскими товарами и т. д. Каждая из этих групп имеет свой отдел, который занимается не только торговлей, но закупкой и хранением товара.
Главными принципами, положенными в основу при организации первых универмагов (например, универмага «Бон марше», Париж, 1852 г.), были:
1) товары выставляются на всеобщее обозрение. Они легкодоступны для осмотра и поощряют покупателя сделать покупку;
2) повышающий уровень сервиса;
3) сравнительно низкие цены и обусловленный этим
4) ускоренный оборот товаров.
Испытывая в наши дни все большее давление со стороны конкурентов, особенно магазинов сниженных цен, универмаги вынуждены изворачиваться, придумывая все новые ухищрения для привлечения массового покупателя. Например характерно в крупных универмагах так называемых «подвалов выгодных покупок».