По российскому…
Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения.
Наши малые предприятия, особенно те из них, которые работают в упомянутых приоритетных отраслях, получают льготы по налогам и кредитованию. Льготы по налогам касаются первых, самых трудных лет работы малого предприятия. От налогов также освобождается та часть прибыли, которую малое предприятие вкладывает в свое развитие. В интересах малого бизнеса создается малогабаритное оборудование, машины и механизмы.
Помощь малому бизнесу способна оказать и так называемая франчайза, получившая распространение в ряде стран с рыночной экономикой. Франчайза — это форма взаимодействия, партнерства между малым и крупным бизнесом, заключающаяся в том, что крупные фирмы дают малым свое имя, организуют им рекламу, снабжают передовыми технологиями и капиталами, получая взамен часть прибыли.
В условиях рыночной экономики большое число предприятий возникает не только с целью производства товаров, но и для услуг населению: в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, образовании, сфере культуры. В ряде стран они составляют не менее Узвсех предприятий. В них занято до 80% трудоспособного населения. В России эти цифры значительно скромнее, поэтому у нас здесь есть солидный резерв решения проблемы занятости.
Прежде чем начинать собственное дело, необходимо разобраться в причинах, побуждающих к занятию бизнесом, к предпринимательской деятельности.
Вот главные из них:
а) желание быть независимым от начальников;
б) желание крупного финансового (и иного) успеха;
в) неумение работать по указке сверху;
г) нежелание быть рядовым членом коллектива;
д) желание реализовать свой талант руководителя, организатора, специалиста;
е) желание использовать свои знания и навыки;
ж) желание творческой свободы;
з) желание испытать свои силы в незнакомом деле;
и) желание повидать мир.
Осознание побудительного мотива поможет понять, достаточно ли он серьезен, чтобы принимать столь ответственное решение (оно ведь потребует времени, денег, а может быть — и всей жизни). Вспомните управленческое правило: «Если сомневаешься — не делай, а если не сомневаешься — подумай».
Затем, чтобы лучше оценить свой потенциал, ответьте правдиво и объективно на следующие вопросы.
— Организованный ли вы человек? (Тот, кто не может управлять собой, не может хорошо управлять и другими.)
— Обладаете ли необходимыми для предпринимательской дея-тельности экономическими и техническими знаниями и навыками?
— Сколько времени вы в состоянии отдавать предпринимательской деятельности?
— В чем ваши преимущества по сравнению с окружающими вас людьми?
— Как вас оценивают начальники, коллеги, другие люди?
— Как отнесется семья, друзья к вашей затее?
— Сумеете ли вы пожертвовать важными для вас занятиями и увлечениями ради нового дела?
Если ответы не отобьют у вас желания стать предпринимателем, проанализируйте группу вопросов, связанных с целесообразностью предполагаемой деятельности.
— Найдет ли предполагаемое предприятие свое «место под солн-цем», будет ли оно нужно людям?
— Каковы преимущества будущего предприятия и его продукции перед уже существующими?
— Сможете ли вы предложить обществу нечто такое (товар, услугу) , что существенно лучше имеющегося на данный момент?
Благоприятные ответы на эти вопросы показывают реальность вашего намерения стать предпринимателем. Теперь можно более определенно поразмышлять о предстоящем деле.
— Как будет выглядеть предприятие , которое вы хотите создать?
— Какие товары или услуги оно станет производить?
— Как эта продукция будет производиться?
— Что вы будете делать на этом предприятии?
— Где вы будете там находиться?
— Как будет оборудовано предприятие?
— Кто будет работать на нем?
— Откуда вы будете доставать необходимые деньги и другие ресурсы для работы предприятия?
— Кто станет пользоваться его продукцией?
— Как будет называться ваше предприятие?
Если вы сумеете внятно ответить на эти вопросы — можете идти дальше. Однако перед окончательным решением еще раз подумайте об альтернативах: нельзя ли достичь исполнения ваших желаний другими, менее трудными способами.
§ 2. ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ
Интерес к занятию бизнесом, желание проложить себе путь к процветанию и богатству не новы. В 1913 г. в России вышла книжка Арк. Шах-ча (возможно, это псевдоним) с характерным названием «Путь к успеху и богатству. Как нажить деньги». Вот что, по мысли автора, необходимо тому, кто собирается «делать деньги».
1. Умение выгодно использовать благоприятный случай.
В этом качестве, как и в последующих, кажется, нет ничего нового, но все же постараемся прокомментировать их вместе с автором (учтем при этом и требования сегодняшнего дня).
Если считать благоприятным случаем нечто из ряда вон выходящее, то его можно прождать всю жизнь. Поэтому речь должна идти об умении использовать любые, даже самые незначительные удобные обстоятельства. Ключевое слово в рассматриваемом качестве не «случай», а «использовать»: успеха достигает тот, кто желает и умеет действовать. Оправдание неудач отсутствием благоприятных обстоятельств не принимается — тому кто безынициативен и ленив, никакой случай не поможет.
2. Железная воля.
Комментарий. А. В. Суворов говорил тем, кто не смог добиться успеха: «Вы хотели, вероятно, лишь наполовину». Для человека же, который в состоянии проявлять свою волю до конца, нет ничего невозможного. Вот слова Наполеона Бонапарта: «Невозможно — это слово, которое занесено в словари лишь глупцов».
3. Умение использовать время.
Комментарий. «Что потерял ты на минуте, и вечность уж не возвратит» (Ф. Шиллер). Теряя время, мы как бы растрачиваем свои возможности, лишаемся того, чего могли бы добиться. Кроме того, отсутствие дела притупляет мышцы и ум, делает нас слабее. Выражение «время — деньги» бизнесмен должен понимать буквально.
4. Точность и аккуратность.