Но слово «менеджер» означает не просто «руководитель»
Первоначально англичане употребляли его не для обозначения управления предприятиями, а для управления... лошадьми. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а «менеджмент» — «искусство верховой езды». В современном значении слова «менеджер» и «менеджмент» появились лишь тогда, когда владельцы предприятий, хозяева, сообразили, что очень выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных для такой работы. Именно им, талантливым специалистам, работающим по найму, стали поручать главную задачу предпринимательства — получение высокой прибыли. Задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью. И, добавим, не жалели за этот тяжелый труд весьма высокой зарплаты: менеджер и сейчас — одна из наиболее щедро оплачиваемых профессий в капиталистических странах.
Один из выдающихся руководителей американского бизнеса Ли Якокка вскользь упоминает и о своем заработке. Так, например, Ли Якокка, являясь главным менеджером автомобилестроительной компании «Форд мотор», получал около 1 млн долларов в год (примерно в пять раз больше, чем президент США). Эти деньги ему, конечно, платили не зря: за год его правления прибыли фирмы выросли почти в четыре раза.
В странах с рыночной экономикой менеджер — массовая профессия. В США их насчитывается около 10 млн — примерно 80% всех работающих.
Менеджеров можно смело назвать локомотивами бизнеса: управление производством и персоналом, меры по снижению издержек и увеличению прибыли, искоренению брака и достижению высочайшего качества продукции, борьба с конкурентами и определение цены товара, материально-техническое снабжение и многое, многое другое. Но если совсем коротко, то можно сказать, что главная работа менеджера — это то, что они на профессиональном языке называют «поиском спрятанного золота». В чикагском отеле «Палмер» вместо малоприбыльного книжного магазина был открыт коктейль-холл, давший 300 тыс. долларов годового дохода. В гостинице «Плаца» винный погреб был переделан в уютную гостиную, и доход вырос на 500 тыс. долларов.
Для того чтобы оперативно принимать столь ответственные решения, менеджер получает от собственника предприятия практически неограниченные права по управлению.
Итак, менеджер — это руководитель-профессионал, работающий по найму и специализирующийся на увеличении прибыли, т. е. руководитель предприятия в рыночной экономике, а менеджмент — то, чем занимается менеджер: управление предприятием в условиях рынка.
С переходом к рынку формируется новый тип управляющего с характерными чертами менеджера. Первая из этих отличительных черт — новая цель деятельности — работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение потребностей населения. Кардинальное изменение цели ведет к новой системе управления: меняются функции, структура и методы работы органов управления предприятием.
Второе отличие — переход к экономическим методам управления. Вместо жесткого административного подавления, культивировавшего страх и безропотное подчинение, — пробуждение внутреннего интереса работающих, учет мотивов деятельности, использование новых стимулов к производительному, качественному труду.
Экономические методы управления породили еще одну важ-нейшую, неведомую ранее черту менеджера и менеджмента — работу по рациональному распределению всевозможнейших ресурсов предприятия: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов. В плановой экономике директор даже самого крупного предприятия к ресурсам не допускается. Получаемые им деньги и другие материальные ценности были уже заранее, без его участия, расписаны «сверху» по графам, лимитам и фондам, и попы тки перейти из одной графы в другую жестоко карались. Рыночная экономика делает менеджера-директора, так же как и частного пред - принимателя-индивидуала, полным хозяином своих ресурсов. Но как ими распоряжаться? Как лучше потратить деньги, использовать оборудование, раскроить материал или ткань? Об этом будет рассказано далее.
Следующая отличительная черта менеджера, как и предприни-мателя, — способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер — новатор по природе, ведь рынок — это прежде всего новшества: без новых товаров и новых услуг на него просто не пробиться.
С новациями связаны и такие не поощрявшиеся ранее качества руководителя-хозяйственника, как способность к прогнозу и риску. Риск становится «воистину благородным делом». И этому тоже необходимо учиться.
Овладение профессией менеджера предполагает также следование ряду правил «хорошего тона», начиная с одежды и внешнего вида бизнесмена и заканчивая стилем и методами работы с людьми.
А теперь постараемся более четко сформулировать основные задачи менеджера.
Главной целью предприятия является получение и наращивание прибыли.
В соответствий с названной выше главной целью определяются основные области деятельности предприятия, по которым пролегает путь к этой цели. Такими областями для большинства предприятий являются:
1. Обеспечение высоких потребительских свойств и качества продукции.
2. Ускорение научно-технического прогресса.
3. Изготовление и поставка продукции.
4. Ускорение социального развития трудового коллектива.
5. Оптимальное формирование, распределение и использование ресурсов.
6. Экономические проблемы.
7. Совершенствование организации и управления предприятием и производством.
Намеченная цель и ее основные составляющие носят слишком общий характер. Иначе и быть не может — ведь они поставлены перед любым предприятием, его трудовым коллективом без учета их специфики, поставлены для всего предприятия в целом. Но идти к достижению этой цели придется не только коллективу как единому целому, но и каждому из работников предприятия в отдельности. А вот для каждого рабочего места эти общие цели явно не достаточны, не конкретны. Например, что означает для рабочего или инженера необходимость повышать эффективность производства или соблюдать социальную справедливость? Ответа на этот вопрос главная цель и ее составляющие не дают. Поэтому с учетом особенностей каждого отдельного предприятия названная выше цель должна делиться на более мелкие, частные, но зато конкретные, определенные. Это дробление может осуществляться в несколько приемов, сверху вниз, по уровням управления. Рассмотрим конкретный пример.