Нельзя не упомянуть и об…
Эти отношения формируются под влиянием национальных традиций, религиозных запретов, предрассудков и суеверий. Незнание национальных особенностей является весьма серьезным препятствием для успешного предпринимательства.
Вот несколько примеров.
Ведя бизнес в Болгарии, нельзя не знать, что болгарин в знак отрицания кивает головой, а подтверждая — вертит головой из стороны в сторону.
Предприниматель должен учитывать, что немцы не едят за обедом первых блюд, мусульмане и иудеи испытывают отвращение к свинине, ки тайцы и корейцы едят собачье мясо, татары — конину, а французы — лягушек.
Не может не сказаться на бизнесе удивительное пристрастие французских мужчин к косметике и туалетным принадлежностям — они покупают этих товаров в два раза больше, чем женщины.
Есть страны, где широко пользуются мобильными телефонами, но не знают, что такое туалетная бумага ...
Название нашей машины «Жигули» сходно по звучанию с французским словом, обозначающим «хулиган», «бандит». Понятно, что во франкоязычных странах не торопились приобретать автомобили, вызывающие неприятные ассоциации.
Инициатива выхода фирмы за рубеж может быть либо связана с внутренними потребностями предприятия, либо основываться на предложениях из-за границы. В том и другом случае необходимо решить, какой вид и количество продукции будет при этом вывозиться и ввозиться, из каких и в какие страны, на какие рынки следует прежде всего ориентироваться.
При выборе рынка следует учитывать следующие обстоятельства:
— проблемы внедрения на рынок и связанные с этим издержки;
— объем возможных поставок и продаж;
— тенденции и перспективы развития для наращивания бизнеса;
— присутствие на рынке конкурентоспособных товаров;
— риск, связанный с неопределенностью ситуации и дефицитом информации;
— ограничения, обусловленные национальными особенностями потребителей;
— языковую и культурную близость партнеров по предприни-мательской деятельности.
§ 2. ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах: в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.
Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя спо-собами: прямым и косвенным.
При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импорт - ную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.
При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников — международных торговцев.
Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовло-жений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.
Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.
Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции.
Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные — имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и тому подобное.
Технология проведения экспортно-импортной операции пре-дусматривает ряд циклов.
Нулевой цикл: создание предпосылок для экспорта или импорта, здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.
Первый цикл (предоперационная деятельность) складывается из следующих шагов:
— экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;
— импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;
— экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;
— импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;
— экспортер делает выбор торгового партнера, импортер со-глашается (или не соглашается) с этим выбором.
Второй цикл (заключение контракта) складывается из следующих шагов:
— экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;
— импортер готовит проект контракта;
— экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе пере-говоров.
Третий цикл (обеспечение выполнения контракта) складывается из следующих шагов:
— экспортер, при необходимости, оформляет импортную лицензию;
— импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;
— экспортер изготавливает и отгружает товар;
— экспортер или импортер страхуют груз;
— экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;
— банк импортера переводит деньги экспортеру.
Четвертый цикл (отгрузка и перевозка товаров) складывается
из следующих шагов:
— экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;
— экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;
— импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;
— таможенный орган страны экспортера производит досмотр груза;
— экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;
— таможенный орган страны импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется таможенная очистка груза).