6. Монопольная цена — это…
Выше — для сбыта своих товаров и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).
8. Скользящая цена — цена, устанавливаемая договором в за-висимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
9. Твердая цена — цена, фиксируемая в договоре купли-прода - жи, которая не может быть изменена.
10. Цена «падающий лидер» — цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.
12. Цена купли-продажи (фактурная цена) — цена, определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для обозначения которых используются следующие условные обозначения:
— сиф (стоимость, страховка, фрахт): продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки груза (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку, а также взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель — риск гибели или порчи после пересечения грузом этой линии;
— фоб (свободен на борту): продавец оплачивает все транспорт-ные, страховые и таможенные расходы до момента дос тавки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения (в США наряду с термином «фоб» используется в этом же смысле слово «франко»);
— фор (свободен на рельсах): продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар на железнодорожную станцию и погрузить его в железнодорожный вагон; остальные расходы берет на себя покупатель (наряду с термином «фор» используется в этом же смысле выражение «франко-вагон»);
— франко: продавец обязан доставить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, страховые и таможенные расходы включаются в цену товара.
В условиях рыночной экономики уровень цен, как уже упоминалось, в значительной мере определяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит — к ее увеличению.
Увеличение предложения товаров связано с желанием произ-водителя получить максимум прибыли: как только увеличивается спрос на какой-либо товар, предприниматель увеличивает его производство. Максимизация прибыли зависит и от цены товара, и от производственных издержек. Поэтому при увеличении предложения товаров обязательно учитывается и то, как это скажется на их цене и издержках производства: при увеличении производства товара то и другое, как правило, уменьшается. Цена товара, учитывающая совместное влияние на нее различных противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой (об оптимизации мы еще поговорим).
Контролирование цены отдельным производителем товара до-стигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.
Спрос на товар может быть «эластичным», если изменение его сразу же сказывается на изменении цены, «неэластичным», если спрос мало чувствителен к изменению цены. «Неэластичный» спрос характерен прежде всего для недорогих товаров первой необходимости (например, соли, спичек и т. п.).
На спрос, как утверждают авторитеты рыночной экономию!, влияют следующие факторы:
— увеличение количества единиц товара: это так называемый «принцип уменьшающейся полезности» — чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица;
— колебание доходов потребителей, увеличение доходов повышает спрос и, наоборот, уменьшение доходов — понижает спрос;
— различие в желаниях потребителей, один хочет (и может) купить дорогой товар, другой — дешевый. При этом спрос на нево-стребованный товар падает.
В целом снижение цен происходит из-за:
— нежелания покупателей брать данный товар;
— превышения предложения над спросом;
— срочной необходимости продажи товара;
— роста производительности труда по данному товару (при не-изменных доходах покупателей);
— информации о возможном падении цен;
— государственных мер (например, увеличение банковских ставок: становится выгоднее держать деньги в банке, чем покупать товары).
Есть и целый ряд причин, вызывающих рост цен:
— рост заработной платы происходит быстрее, чем рост про-изводительности труда по производству товаров и услуг;
— превышение спроса над предложением;
— низкая эффективность использования имеющихся фондов и ресурсов (сырья, производственных мощностей, земли, трудовых ресурсов);
— ажиотажный спрос, вызванный отсутствием достаточного резерва товаров и неуверенностью потребителя в завтрашнем дне;
— искусственно завышенные цены на рынке (из-за спекуляции, подавления конкуренции, монополизма).
Формирование цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих: материала, работы и накладных расходов.
Стоимость материала — это цена того, что вошло в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.
Стоимость работы — это то, что нужно заплатить за труд ра-ботавшим над изготовлением данного товара (оказания услуги); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.
Накладные расходы включаю т любые затраты, которые не видны в готовом продукте. Это стоимость отходов материалов, расходы на хозяйственно-техническое обслуживание, снабжение, ремонт технических средств производства, отопление и освещение, амортизация средств производства и их страхование. Сюда же входят и так называемые косвенные затраты труда: работа управленческого персонала, уборщиц и т. д. Источником накладных расходов являются также реклама и перевозка товара.
Помимо затрат на создание товара важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение товара и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом либо предлагаются производителем товара, либо основываются на ценах конкурен та. Возможны варианты назначения цен.