Развитие франчайзинга в РБ: достижения, проблемы и возможности
В то время как опыт развития франчайзинга во всем мире занимает уже несколько столетий в Беларуси он пока не получил широкого распространения. Правовые нормы, позволяющие заключать на территории нашей страны договора «комплексной предпринимательской лицензии» были приняты лишь в 2005 году. Основным документом, определяющим понятие франчайзинга является гражданский кодекс ст.910. В н. в. в официальном бюллетене национального центра интеллектуальной собственности зарегистрировано лишь около 50 договоров франчайзинга. Из них около 80% работает в сфере розничной торговли, 15 %- общественное питание и 5%- другие сферы. Причины слабого развития франчайзинга в нашей стране следующие: 1) регулирование данных правоотношений множеством нормативных актов, в т. ч. законодательством о внешнеэкономической деятельности, патентным законодательством и т. д. 2) значительные финансовые и временные издержки на оформление франч отношений. 3) неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга. 4) неготовность субъектов отечественного бизнеса работать в соответствии с требованиями, установленными договором. 5) отсутствие информационных программ и инф поддержки продвижения франчайзинга и недостаточность положительного опыта.
Наличие правовых проблем привело к тому что основной формой, заменяющей франчайзинг стало создание иностранных и франчайзинговых предприятий. Даже такие всемирно известные франчайзинговые фирмы как МсDonaldsи кока-кола не представлены по классической франчайзинговой системе.
Как показывает опыт, в Беларуси имеется большой потенциал для франчайзинга. В действительности сегодня многие белорусские предпр вместо договора франчайзинга, заключают множество договоров регулирующие взаимоотношения с поставщиком технологии или торговой марки. Наиболее крупными представителями франчазингаявлMisoft, Mothercare, ikea, prestonprostore.