Малые инновационные предприятия (МИП): особенности создания и развития
В совр. лит-ре экономику 21в. определяют как новую экономику или экономику знаний. Для «старой экономики» хар-но было накопление мат.-вещественного богатства, в новой экономике основной источник богатства – интеллектуальный ресурс. Характерные особенности :1Значит. сокращение периода времени, кот. проходит между возникновением идеи и ее реализацией. В к.19 – нач20в. от 20 до 40 лет. В новой экономике – 2-3 года.2.многократное ускорение процесса распространения нового вида прод. среди польз-лей. Современный мир это мир постоянно рождающихся новых рынков. 3Значит. сокращение ЖЦТ даже для товаров длит. пользования. В сер. 1950-х гг. по данным Toyota ср. период обновления нового автомобиля 8 лет. Сейчас 2-3 года.
4.сокращение сроков обновления оборуд. т. е. когда срок морального износа станка становится в 2-3 раза короче его физ. износа. 5Многокр. сокращ. лага обучения, т. е времени, необх. для освоения новых технологий.6значит. повышение показ-лей эфф-ти за счет исп-ния интелл. ресурса.
Ведущая роль в новой экономике принадлежит инновационно активным и технологически ориентированным фирмам. Поэтому в структуре затрат предпр. ↑ доля издержек, направл. на разработку и внедрение техн-ких инноваций, подготовку и практическое обучение персонала. В некот. странах в целях стимул-ния развития инноваций предусм-ся спец. налоговые льготы.
Т. к. МИП предметом своей деят-ти имеют - ных на конкр. промышл. спрос технол. решений, то алгоритм их создания отличен от алгоритма создания обычной коммерч. Орг-ции. Такие предпр. создаются с участием или на базе крупных исслед. учреждений или университетов. Они получили название исслед-кие spin-off принцип-ия. С т. зр. функц-ния у МИП есть особенности. Причина - коренное отличие сущности продукта, произв-го этими предпр-ми. Таким продуктом явл. новые технол-кие решения. Особ-сть его функ-ния:
1. эфф-сть наукоемких предпр. в большой мере зависит от специфики спроса. Некот. технол. решения имеют глобальный хар-р. Но многие технол. решения пользуются спросом лишь в пределах локализованного рынка. Т. о., фактически спрос на высокие технологии имеет преимущ-но олигополистический хар-р.
2. Эфф-сть таких предприятий тесно привязана к технол-м партнерам. Наукоемкие технологии находятся в тесной завис-ти с др. наукоемкими продуктами. Напр., биотехнологии тесно переплетаются с нанотехнологиями. Субъектов, работающих с такими технологиями не так много => формирование кластерных связей в сфере высоких технологий также происходит между инноваторами-олигополистами.
Т. о. малые инн. предприятия могут эфф-но развиваться лишь при наличии на данном рынке устойчивого спроса со стороны крупного потребителя(инн-го пр-ва). Иначе эти МП вынуждены интегрироваться в с-му междунар. связей и работать в рамках междунар. инновац-го спроса или рынка.