Работа слоевой топки
Образование первичной газообразной горючей смеси в толще топлива имеет достаточно сложный характер даже в случае сжигания чистого углерода. При сжигании твердого углерода в слое возникают все три процесса: окисление твердого вещества до С02 кислородом воздуха, окисление твердого вещества кислородосодержащими молекулами продуктов полного сгорания (ССЬ и Н2О) (образуется СО и Н?), и, наконец, сгорание образовавшихся от предыдущих процессов газообразных продуктов газификации в виде СО и Н2. Необходимый для этого кислород доставляется первичным воздухом. Здесь сложный процесс газификации твердого углерода имеет явно диффузный характер, так как протекает при значительном температурном уровне, когда скорость химических реакций становится несоизмеримо больше скорости смесеобразования.
Картина еще больше усложняется при сжигании натурального топлива, так как в процессе газообразования начинают участвовать выделяющиеся летучие. Поток первичного воздуха, проходя через слой горящего топлива, постепенно меняет свой состав за счет присоединения к нему летучих, выделяемых прогретыми слоями топлива, продуктов газификации и частичного сгорания топлива.
Для получения полного сгорания в слое необходимо работать с очень тонкими слоями. На практике зачастую слой толще, чем размер кислородной зоны. Тогда в слое имеет место полугенераторный процесс. Получающиеся продукты должны дожигаться в объеме топочной камеры.
При этом отпадает необходимость в подаче всего воздуха под решетку. Воздух разделяют на первичный и вторичный.
Первичным воздух подается под решетку и используется в слое. Вторичный воздух вводится в топочную камеру. Вторичный воздух зачастую вводится в виде острого дутья и служит не только для ввода в факел дополнительного окислителя, но и для перемешивания продуктов сгорания. Такое перемешивание необходимо, поскольку в продуктах сгорания имеются прослойки неиспользованного воздуха.
Вторичный воздух служит для дожигания летучих продуктов газификации, а также для догорания мелких частиц топлива, вынесенных из слоя потоком газов.
В топочном устройстве имеется колосниковая решетка, которая отделяет поддувало от топочной камеры. Через поддувало подается под колосниковую решетку воздух. Топочная камера предназначена для сжигания летучих веществ, выделяющихся в процессе пирогенетического разложения топлива.
Колосниковая решетка, набранная из колосников, служит для поддержания горящего слоя топлива и обеспечения подвода к нему воздуха, необходимого для горения.
Балочные колосники, обычно отлитые из чугуна, имеют трапецеидальное сечение, обеспечивающее необходимую их прочность и более надежную подачу воздуха, так как попадающие в прозоры частицы топлива проваливаются в поддувало и не забивают каналов для подвода воздуха. Длина колосника не превышает 1 метра, толщина нижней кромки колосников составляет 70- 80 % от верхней. Колосники укладываются в 2-3 ряда по длине топки, причем с зазором для обеспечения расширения. Поперечины для поддержания колосников изготовляют в виде чугунных или железных полос.
Плиточные колосники отливают из чугуна в форме плит, имеющих длинные щелевидные отверстия для подвода воздуха. Плиточные колосники обычно имеют меньшее живое сечение, чем балочные.
Отношение площади всех зазоров в колосниковой решетке, через которые поступает в слой воздух, ко всей площади решетки называют живым сечением решетки и выражают в процентах.
Необходимая величина живого сечения решетки зависит от рода сжигаемого топлива и крупности кусков. Так, для кускового торфа живое сечение колеблется в пределах 25-30 %. Для антрацита и бурых углей - всего 8-20 %.
Топка с неподвижным слоем и ручной загрузкой работает по схеме встречных потоков. Здесь весьма удобные условия для зажигания (снизу - раскаленный уголь, сверху - радиация кладки и факела). Но, несмотря на ряд преимуществ (простота устройства, универсальность по топливу, надежное зажигание), топка все же имеет и значительное количество недостатков. Периодическая загрузка приводит к неравномерному тепловому режиму, увеличению коэффициента избытка воздуха и понижению температуры в топке и к ряду других недостатков. Удаление из топки всего шлака при чистке приводит к оголению решетки и усиленному тепловому воздействию не нее раскаленной кладки и остатков горящего топлива. Это часто вызывает пережог колосников.
Наглядное представление о поступлении и потреблении воздуха в топке дает приводимая ниже диаграмма (рис. 7.7). На диаграмме по горизонтали отложено время, проходящее между загрузками топлива (обычно т = 5-10 минут).
Кривая 1 характеризует потребное по времени количество воздуха, которое следовало бы подать в топку для полного сжигания загруженного на решетку топлива (а = 1). Максимум кривой соответствует времени наибольшего выделения летучих.
Если поступление воздуха в период между загрузками не регулируется, то общее количество воздуха, проходящего через слой в топку, изобразится линией 2. Постепенное увеличение подачи воздуха в топку связано с выгоранием слоя и уменьшением его сопротивления для прохода воздуха.
Рис. 7.7. Диаграмма изменения газового состава при периодической загрузке топлива |
Не весь прошедший через слой воздух используется для его горения, а также для горения в объеме летучих и уносимых из слоя пылинок. Отдельные струйки воздуха, в связи с несовершенным смесеобразованием, проходят через топку неиспользованными. Воздух, который мог бы использоваться, на диаграмме показан линией 3.
Из рис. 7.7 видно, что в период интенсивного выделения летучих воздуха для горения не хватает (см. заштрихованную площадь), что приводит к появлению неполноты горения (q3), хотя общий избыток воздуха в топке составляет значительную величину (ат = 1,4).
К концу периода между загрузками топлива в топочных газах имеется значительное количество лишнего воздуха, что определяет повышенную потерю тепла с уходящими газами (q2). Чем больше выход летучих, тем больше нехватка воздуха, тем круче подъем кривой 1. По мере приближения к антрацитам эта кривая сглаживается.
Потеря q3 имеет место до точки ""а", а затем процесс идет с избытком воздуха. Это увеличивает потерю q2.
Для уменьшения этого недостатка часть воздуха необходимо подавать непосредственно в топочное пространство в виде вторичного воздуха, что уменьшит потерю q3.