Циклонный принцип сжигания топлива
В топках современных камерных котлов главным препятствием на пути к интенсификации горения является медленный, происходящий по законам диффузии, подвод кислорода к поверхности горящей пылинки, не обеспечивающий полного выгорания пылинки за время ее нахождения в топке. Ввиду этого приходится идти на увеличенные объемы топки.
При разработке котельных агрегатов новых типов, в частности топок работающих по циклонному принципу, ставились следующие задачи.
1. Достижение высокой экономичности за счет снижения потерь.
2. Достижение максимального шлакоулавливания.
3. Значительное сокращение размеров и веса котла.
4. Механизация шлакоудаления.
5. Возможность экономичного сжигания любых топлив.
Все эти поставленные задачи почти полностью разрешаются в циклонных топках.
Циклонный принцип организации горения твердого топлива в СССР был предложен Г. Ф. Кнорре еще в начале 30-х годов. Первой промышленной топкой с жидким шлакоудалением с горизонтальной циклонной камерой в СССР была топка системы Ковригина, работающая с 1950 г. под котлом Д-25 т/ч.
В настоящее время в промышленности применяются различные типы горизонтальных и вертикальных циклонных топок для сжигания мелкодробен - ного топлива или грубой пыли как с жидким, так и с твердым шлакоудалени - ем. На рис. 9.25 представлена принципиальная схема горизонтальной циклонной топки с жидким шлакоудалением. Топливо (дробленка с размером частиц до 2-10 мм либо грубая пыль) подают в циклонную камеру с первичным воздухом 2 в данном варианте через улитку в центральной части камеры. Вторичный воздух 4 подают в камеру тангенциально через сопла - щели с большой скоростью (100-120 м/с). Это требует давления воздуха порядка 600-900 мм в. ст., но подобный подвод вторичного воздуха обеспечивает завихрение потока в камере и отбрасывание топливных частиц на ее стенки. Количество вторичного воздуха в зависимости от конструкции топки и сорта топлива составляет 10-25 %.
Рис. 9.25. Схема циклонной топки: 1 - вход дробленого топлива с первичным возду хом; 2 - входная камера циклона; 3 - камера горения (циклон); 4 - подвод вторичного воздуха; 5 - выходная горловина для проду ктов горения; 6 - шлаковая летка; 7 - камера Дожигания |
Развивающаяся в циклонной камере высокая температура (1700-1800 °С) приводит к расплавлению золы и образованию на стенках шлаковой пленки. Жидкий шлак вытекает из камеры через летку 6. Отбрасываемые на стенки свежие частицы топлива прилипают к шлаковой пленке и интенсивно выгорают при обдувании их воздушным потоком.
В выходной части циклонной камеры имеется пережим-ловушка, через которую продукты горения поступают в камеру дожигания 7. Наличие пережима приводит к уменьшению уноса. Крупные частицы циркулируют в циклонной камере до полной газификации. Выносимые из циклона мельчайшие частицы топлива догорают в камере дожигания. Поэтому в циклонных камерах полнота сгорания частиц не зависит от длины факела.
Крупная топливная крошка уже не подчиняется законам витания. Скорость обтекания ее поверхности газом несколько меньше, чем при неподвижном слое, но значительно больше, чем скорость витания (в камерных топках). Следовательно, теплообмен на поверхности частицы значительно интенсифицируется. Поэтому циклонным топкам свойственны высокие тепловые напряжения. Так, для горизонтального циклонного предтопка (12-25)10° кДж/м3- ч при малом избытке воздуха а = 1,05-1,1 в конце предтопка и 1,15 - в конце камеры охлаждения.
Запас топлива в объеме топки при вихревом принципе несколько меньше, чем при слоевом, и значительно больше, чем при факельном. Это придает известную устойчивость горению сближающую его с слоевым процессом.
Аэродинамическая картина потока в циклонной камере отличается сложностью (рис. 9.26). Аэродинамика складывается из относительного перемещения нескольких вихрей:
1 - основной вихрь, примыкающий к стенкам камеры и движущийся от средней плоскости шлиц 5 к обоим торцам;
2 - кольцевой обратный ток, примыкающий к основному вихрю и движущейся от выходного к входному торцу;
3 - выходной вихрь, примыкающий к кольцевому обратному току, перемещается от входного к выходному торцу;
4 - осевой обратный ток, поступающий в камеру вследствие образования в приосевой области разрежения. Этот ток состоит из горячих газов и способствует воспламенению свежих порций топлива.
5 Вторичный воздух Рис. 9.26. Аэродинамическая схема движения потоков газов в циклонном предтопке |
Как уже указывалось выше, в настоящее время работают циклонные топки различных конструкций: вертикальные и горизонтальные на различных фракциях топлива от дробленки (5-6 мм) до крупной пыли (Rgg = 40-45 % и R200 = 15-20 %). Результат эксплуатации показал следующие преимущества циклонных топок:
1. Высокое тепловое напряжение топочного объема, измеряемое несколькими миллионами кДж/м3- ч: (20-25)-10° - для циклонных топок и (800-900)-10 - среднее для двух камер при вертикальном предтопке.
2. Улавливание в пределах камеры и удаление в жидком виде 85-90 % золы топлива.
3. Возможность работы с малым избытком воздуха (а = 1,05-1,1), что приводит к снижению потери тепла с уходящими газами.
4. Возможность работы на дробленом топливе или пыли грубого помола, что позволяет упростить систему пылеприготовления и снизить расход электроэнергии на пыле приготовление.
5. Уменьшение потери от механического недожога (ввиду неограниченного пребывания частиц в топке) и химического недожога (ввиду хорошего пребывания смесеобразования). В сумме эти потери составляют всего 0,3-0,5
%.
К основным недостаткам циклонных топок следует отнести:
1) затруднение при сжигании углей с малым выходом летучих, а также высоковлажных углей;
2) увеличение потери с физическим теплом шлака (более 2 %);
3) повышенный расход энергии на дутье.
Для топок с горизонтальными циклонными предтопками рекомендуется применять дробленку углей с выходом летучих на горючую массу не менее 18-20 % с приведенной зольностью не более 6 %/Мкал, температурой плавления золы 1450-1500 °С. Таким образом, эта топка не пригодна для АШ, ПА, Т. Положительный опыт применения горизонтальных циклонов на каменных углях имеется в США (например блок № 3 ст. Парадайс). Котельные агрегаты с горизонтальными циклонными предтопками обладают широким диапазоном регулирования нагрузки. При этом выключается часть предтопков (аналогично вертикальным предтопкам, см. ниже). Горизонтальные циклонные предтопки отличаются высокой степенью шлакоулавливания. Так, при работе на дроб - ленке, по данным зарубежной практики и ЦКТИ, - до 85 и 90 %. Высокое шла - коулавливание позволяет повысить скорость в конвективных газоходах котла. Это упрощает систему золоочистки котла ввиду уменьшения заноса золой поверхностей нагрева.
Преимущество - отключение циклонов и глубокое снижение нагрузки.