КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Выбор формы и размеров тары

Исходными данными для выбора объема и размеров проектируемой тары являются объем или вес упакованной продукции.

Определение объема или веса упаковываемой продукции целесооб­разно обосновывать по результатам исследования потребительского рынка. По своей сути это оптимизационная задача, требующая нахож­дения оптимального решения, удовлетворяющего столь различным интересам потребителей, производителей, продавцов и других участ­ников различных этапов жизненного цикла тары и упаковки.

Если при расчете объема тары для газообразной, жидкой или сыпу­чей продукции достаточно знать ее объем или вес, то для упаковывания штучных изделий необходимо знать их конфигурацию, размеры, схему укладки в тару.

Для обеспечения сохранности упаковываемой продукции и нормаль­ной работы фасовочно-упаковочного оборудования в таре предусмат-

Таблица 7.18

Интегральная оценка полимерных материалов, используемых при изготовлении тары для моющих паст

Индекс стандартной характеристики

Значения стандартных характеристик анализируемых материалов и их интегральная оценка

Полистирол

АБС-пластик

Винипласт

П ол и метил метак р и лат

Пластик СНП

Стандар­

Тная

Характе­

Ристика

Степень

Удовлет­

Ворения,

Баллы

Стандар­

Тная

Характе­

Ристика

Степень

Удовлет­

Ворения,

Баллы

Стандар­

Тная

Характе­

Ристика

Степень

Удовлет­

Ворения,

Баллы

Стандар­

Тная

Характе­

Ристика

Степень

Удовлет­

Ворения,

Баллы

Стандар­

Тная

Характе­

Ристика

Степень

Удовлет­

Ворения,

Баллы

20-25

3

25-30

4

40-60

7

60-80

9

40-50

5

4-8

2

15-30

8

2-10

2

12-18

5

50-60

10

30-40

10

15-30

8

5-15

5

2-3

2

15-25

8

0,2-0,3

8

0,1-0,2

9

0,2-0,3

8

0,1-0,2

9

0,1-0,2

9

*5

1,4-4,0

8

5-20

6

0,1-0,2

2

0,1

2

6-15

7

*6

200

9

185

7

150

7

150

2

165

5

1

9

2

4

1,5

4

1,8

5

2,5

2

*8

15

9

25

7

40

4

25

7

20

8

Сумма произведений коэффициента приоритета на степень удовлетворения стандарт! юй характеристики

7,125

6,521

4,884

5,538

6,682

Приоритет

Материала

1

3

5

4

2

Ривают свободный демпферный объем, составляющий 8-10% от пол­ного объема тары.

При выборе формы и размеров тары необходимо учитывать пара­метры оборудования для ее производства, а также упаковочного, фасо­вочного, печатного, этикетировочного, транспортного и складочного оборудования, машин и механизмов.

Оптимизацию формы и размеров тары осуществляют, исходя из принципов минимальности расходов материалов, их стоимости, се­бестоимости производства, транспортирования, хранения, распреде­ления, продажи, а также из принципов удобства в употреблении упа­кованной продукции. Практически все перечисленные факторы вза­имосвязаны. Эта взаимосвязь носит характер сложной многофактор­ной зависимости.

Расход материалов зависит от формы тары. При одинаковой толщи­не стенок наименьший расход материалов будет у тары в форме шара, больше материала потребуется для тары в форме цилиндра, еще боль­ше — прямоугольной формы.

В табл. 7.19 приведены результаты расчета материалов из различ­ных полимеров для производства тары разной формы вместимостью 1 дм3с одинаковой толщиной стенки 1 мм.

Таблица 7.19

Расход полимерных материалов для производства тары различной формы вместимостью 1 дм3 и толщиной стенки 1мм [75]

Форма тары

Объем полимера в таре, см3

Масса тары (г) из полимеров

ПЭНП

Пэвп

ПП

ПВХ

Шар

49,3

45,4

47,3

44,8

67,0

Цили цдр, Я//)-1

55,4

51,0

53,2

50,4

75,3

Цилиндр, #//)- 2

58,3

53,6

55,9

53,1

79,3

Цилиндр, Я//>3

62,2

57,2

59,7

56,6

64,6

Куб, Л:В:Я-1:1:1

60,0

55,2

57,6

54,6

81,6

Параллелепипед

А-3:Н-1:1:2

63,1

58,0

60,6

57,4

85,8

А£:Н-1:1:3

67,4

62,1

64,7

61,3

91,7

Фактор расхода материалов на производство потребительской тары вступает в противоречие с факторами использования объема транспор­тной тары и расхода материалов на ее производство. Так, для наиболее выгодной с точки зрения расхода материалов формы потребительской тары в виде шара значительно ухудшается коэффициент объема исполь­

Зования транспортной тары и увеличивается расход гофрокартона на ее производство (табл. 7.20). Для учета совместного влияния этих фак­торов можно исходить из наименьшей стоимости затрачиваемых мате­риалов совокупности потребительской и транспортной тары, а также из минимизации себестоимости транспортирования груза единичного объема продукции.

Таблица 7.20

Использование объема транспортной тары для потребительской тары

Вместимостью 1 дм3 различной формы

Потребительская тара

Транспортная тара

Форма тары

Габаритные размеры (длина Л х ширина В х высота Н), мм

Расход ПЭВП, г

Коэффициент

Использования

Объема

Расход гофротары на единицу потребительской тары, дм3

Куб

100x100x100

102x102x102

7,56

1,06

4,38

Цилиндр, #/£>-1

108,5x108,5x108,5

110,5x110,5x110,5

53,2

135

4,95

Шар

124,4x124,4x124,4

126,4x126,4x126,4

47,3

2,06

6,04

Форма тары в значительной степени определяет технологию, а сле­довательно, и себестоимость производства.

В ряде случаев проектируемую тару можно изготовить различными способами: экструзией, литьем под давлением или термоформованием. Для оптимизации выбора способа производства изделий из пластмасс предложено [70] разбить всю номенклатуру изделий на три диапазо­на: первый — с площадью поверхности до 0,01 м2; второй — до 1 м2 и третий — свыше 1 м2.

В первом диапазоне изделия можно изготавливать всеми способа­ми. Если принять стоимость изготовления термоформованного изде­лия за единицу, то стоимость литого изделия будет в 1,5 раза больше. Кроме того, производительность специализированного автоматизиро­ванного термоформовочного оборудования в 2-3 раза выше.

Во втором диапазоне применение термоформования экономичнее литья под давлением и экструзии только при объеме выпуска изделий до 13-150 тыс. штук.

В третьем диапазоне применение литья под давлением затруднено технически: литьевые машины громоздки, требуют применения узлов смыкания пресс-форм большой мощности, цикл изготовления очень длительный. Прямые капитальные вложения при организации произ­водства крупногабаритных изделий литьем под давлением в 6-7 раз выше, чем при термоформовании.

При анализе каждого из способов следует также учитывать объем выпуска проектируемой тары. В табл. 7.21 для сравнения приведены капитальные затраты и себестоимость (в %) тары в виде сосуда емкос­тью 20 л, изготовленной способами литья под давлением, формованием из листа и экструзией с раздувом.

Таблица 7.21

Сравнение экономических показателей производства тары методами литья под давлением, экструзии с раздувом и термоформования

(в%) [70]

Экономические показатели процессов

Объем выпуска

10 000

100 000

1 000 000

Литье под давлением:

Капитальные затраты

130

130

190

Себестоимость

120

70

38

Экструзия с раздувом:

Капитальные затраты

170

170

230

Себестоимость

88

64

45

Термоформование:

Капитальные затраты

100

130

200

Себестоимость

100

80

54

Решение многофакторных задач оптимального выбора формы и раз­меров потребительской тары, схемы расположения ее в транспортной таре, оптимизацию размеров транспортной тары осуществляют с помо­щью ЭВМ по специально разработанным программам [89].

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

EVOPACK – упаковка нового поколения!

Гофрокартон считается одним из наиболее универсальных материалов, который применяется при изготовлении упаковок. Сейчас он занимает первые места, а возник еще в середине 19 века. После того, как наладилось массовое производство …

Пакеты с логотипом от МПАК

Полиэтиленовые пакеты уже давно тесно вошли в жизнь современного человека. Они способствуют удобному хранению, транспортировке или упаковке любого вида продукции. Чаще всего эту покупку совершают во время приобретения какого-то вида …

Мягкие упаковки биг-бэг — надежно, доступно, универсально

С появление биг-бэгов в сфере упаковочных материалов произошел настоящий переворот. Мало того, за последние несколько лет им удалось почти полностью вытеснить остальные виды тары, использовавшейся для перевозки грузов на протяжении …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.