КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Выбор формы и размеров тары
Исходными данными для выбора объема и размеров проектируемой тары являются объем или вес упакованной продукции.
Определение объема или веса упаковываемой продукции целесообразно обосновывать по результатам исследования потребительского рынка. По своей сути это оптимизационная задача, требующая нахождения оптимального решения, удовлетворяющего столь различным интересам потребителей, производителей, продавцов и других участников различных этапов жизненного цикла тары и упаковки.
Если при расчете объема тары для газообразной, жидкой или сыпучей продукции достаточно знать ее объем или вес, то для упаковывания штучных изделий необходимо знать их конфигурацию, размеры, схему укладки в тару.
Для обеспечения сохранности упаковываемой продукции и нормальной работы фасовочно-упаковочного оборудования в таре предусмат-
Таблица 7.18 Интегральная оценка полимерных материалов, используемых при изготовлении тары для моющих паст
|
Ривают свободный демпферный объем, составляющий 8-10% от полного объема тары.
При выборе формы и размеров тары необходимо учитывать параметры оборудования для ее производства, а также упаковочного, фасовочного, печатного, этикетировочного, транспортного и складочного оборудования, машин и механизмов.
Оптимизацию формы и размеров тары осуществляют, исходя из принципов минимальности расходов материалов, их стоимости, себестоимости производства, транспортирования, хранения, распределения, продажи, а также из принципов удобства в употреблении упакованной продукции. Практически все перечисленные факторы взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит характер сложной многофакторной зависимости.
Расход материалов зависит от формы тары. При одинаковой толщине стенок наименьший расход материалов будет у тары в форме шара, больше материала потребуется для тары в форме цилиндра, еще больше — прямоугольной формы.
В табл. 7.19 приведены результаты расчета материалов из различных полимеров для производства тары разной формы вместимостью 1 дм3с одинаковой толщиной стенки 1 мм.
Таблица 7.19
Расход полимерных материалов для производства тары различной формы вместимостью 1 дм3 и толщиной стенки 1мм [75]
Форма тары |
Объем полимера в таре, см3 |
Масса тары (г) из полимеров |
|||
ПЭНП |
Пэвп |
ПП |
ПВХ |
||
Шар |
49,3 |
45,4 |
47,3 |
44,8 |
67,0 |
Цили цдр, Я//)-1 |
55,4 |
51,0 |
53,2 |
50,4 |
75,3 |
Цилиндр, #//)- 2 |
58,3 |
53,6 |
55,9 |
53,1 |
79,3 |
Цилиндр, Я//>3 |
62,2 |
57,2 |
59,7 |
56,6 |
64,6 |
Куб, Л:В:Я-1:1:1 |
60,0 |
55,2 |
57,6 |
54,6 |
81,6 |
Параллелепипед |
|||||
А-3:Н-1:1:2 |
63,1 |
58,0 |
60,6 |
57,4 |
85,8 |
А£:Н-1:1:3 |
67,4 |
62,1 |
64,7 |
61,3 |
91,7 |
Фактор расхода материалов на производство потребительской тары вступает в противоречие с факторами использования объема транспортной тары и расхода материалов на ее производство. Так, для наиболее выгодной с точки зрения расхода материалов формы потребительской тары в виде шара значительно ухудшается коэффициент объема исполь
Зования транспортной тары и увеличивается расход гофрокартона на ее производство (табл. 7.20). Для учета совместного влияния этих факторов можно исходить из наименьшей стоимости затрачиваемых материалов совокупности потребительской и транспортной тары, а также из минимизации себестоимости транспортирования груза единичного объема продукции.
Таблица 7.20
Использование объема транспортной тары для потребительской тары
Вместимостью 1 дм3 различной формы
Потребительская тара |
Транспортная тара |
|||
Форма тары |
Габаритные размеры (длина Л х ширина В х высота Н), мм |
Расход ПЭВП, г |
Коэффициент Использования Объема |
Расход гофротары на единицу потребительской тары, дм3 |
Куб |
100x100x100 102x102x102 |
7,56 |
1,06 |
4,38 |
Цилиндр, #/£>-1 |
108,5x108,5x108,5 110,5x110,5x110,5 |
53,2 |
135 |
4,95 |
Шар |
124,4x124,4x124,4 126,4x126,4x126,4 |
47,3 |
2,06 |
6,04 |
Форма тары в значительной степени определяет технологию, а следовательно, и себестоимость производства.
В ряде случаев проектируемую тару можно изготовить различными способами: экструзией, литьем под давлением или термоформованием. Для оптимизации выбора способа производства изделий из пластмасс предложено [70] разбить всю номенклатуру изделий на три диапазона: первый — с площадью поверхности до 0,01 м2; второй — до 1 м2 и третий — свыше 1 м2.
В первом диапазоне изделия можно изготавливать всеми способами. Если принять стоимость изготовления термоформованного изделия за единицу, то стоимость литого изделия будет в 1,5 раза больше. Кроме того, производительность специализированного автоматизированного термоформовочного оборудования в 2-3 раза выше.
Во втором диапазоне применение термоформования экономичнее литья под давлением и экструзии только при объеме выпуска изделий до 13-150 тыс. штук.
В третьем диапазоне применение литья под давлением затруднено технически: литьевые машины громоздки, требуют применения узлов смыкания пресс-форм большой мощности, цикл изготовления очень длительный. Прямые капитальные вложения при организации производства крупногабаритных изделий литьем под давлением в 6-7 раз выше, чем при термоформовании.
При анализе каждого из способов следует также учитывать объем выпуска проектируемой тары. В табл. 7.21 для сравнения приведены капитальные затраты и себестоимость (в %) тары в виде сосуда емкостью 20 л, изготовленной способами литья под давлением, формованием из листа и экструзией с раздувом.
Таблица 7.21
Сравнение экономических показателей производства тары методами литья под давлением, экструзии с раздувом и термоформования
(в%) [70]
Экономические показатели процессов |
Объем выпуска |
||
10 000 |
100 000 |
1 000 000 |
|
Литье под давлением: |
|||
Капитальные затраты |
130 |
130 |
190 |
Себестоимость |
120 |
70 |
38 |
Экструзия с раздувом: |
|||
Капитальные затраты |
170 |
170 |
230 |
Себестоимость |
88 |
64 |
45 |
Термоформование: |
|||
Капитальные затраты |
100 |
130 |
200 |
Себестоимость |
100 |
80 |
54 |
Решение многофакторных задач оптимального выбора формы и размеров потребительской тары, схемы расположения ее в транспортной таре, оптимизацию размеров транспортной тары осуществляют с помощью ЭВМ по специально разработанным программам [89].