КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Влияние внешних условий на восприятие цвета
Чувствительность глаза не является постоянной величиной. Она зависит от ряда факторов. Наибольшее значение имеют условия освещения.
Способность зрительной системы приспосабливаться к условиям освещения называется адаптацией. Различают яркостную и цветовую адаптацию.
Под яркостной адаптацией подразумевают способность глаза приспосабливаться к разным уровням яркости, настраиваясь на ее средний уровень. Диапазон мощностей видимых излучений, которые могут возбуждать световые ощущения, довольно велик. Глаз, адаптируясь к изменению условий освещения, хорошо различает предметы как при малых освещенностях (например, при свете уличного фонаря), так и при больших освещенностях (например, в летний день на солнце). В связи с этим различают световую и темновую адаптацию. Приспособляемость глаза к большей яркости называют световой адаптацией, а увеличение чувствительности при переходе от большой яркости к меньшей — тем- новой адаптацией. К большей яркости адаптация происходит быстрее.
Цветовая адаптация заключается в способности нашего зрения приспосабливаться к распознаванию цветов в различных условиях освещения. Цветовая адаптация протекает быстрее, чем световая. Как показали эксперименты, наибольшее время адаптации характерно для красных и фиолетовых цветов, меньшее — для желтых и зеленых. Поэтому человек, длительное время работающий с поверхностями красного цвета, может через некоторое время потерять способность различать оттенки этого цвета.
Еще ряд особенностей восприятия человеком цвета связан с эффектом зрительного контраста. Наши зрительные ощущения могут меняться не только при разном уровне освещения объекта, но и от того, на каком фоне рассматривается цветной объект. Возникающие при этом зрительные эффекты обусловлены физиологией зрения. К таким эффектам относятся: одновременный яркостный контраст, одновременный цветовой контраст, пограничный яркостный контраст, пограничный цветовой контраст и последовательный цветовой контраст. Рассмотрим сущность каждого из них.
Одновременный яркостный контраст возникает при рассматривании ахроматических цветов. В этом случае светлые участки выглядят светлее на темном фоне и темнее на более светлом фоне (рис. 5.17, а). Другим примером может служить пересечение белых линий, разделяющих черные поля. В местах пересечения возникают серые пятна (рис. 5.17, б).
6 |
Рис. 5.17. Примеры одновременного яркостного контраста |
Одновременный цветовой контраст заключается в том, что при рассматривании какой-либо детали на цветном фоне она воспринимается с оттенком цвета, дополнительного к цвету фона. Так, желтый текст на красном фоне становится зеленоватым (рис. 5.18, а, вкладка), а на зеленом — оранжеватым (рис. 5.18, б, вкладка). Одновременный цветовой контраст можно усилить, если, например, желтые буквы очертить черным контуром (рис. 5.18, в, вкладка). Если же их разделить белым контуром, то одновременный цветовой контраст уменьшится (рис. 5.18, г, вкладка).
Для одновременного контраста цветов характерны следующие закономерности:
1) чем больше светлота фона отличается от светлоты цвета детали объекта, тем в большей степени проявляется яркостный контраст;
2) чем ближе светлота цвета детали объекта к светлоте фона, тем сильнее проявляется цветовой контраст.
Рассмотренные эффекты одновременного контраста связаны со зрительной индукцией. Ее суть состоит в том, что свет, упавший на некоторую площадку сетчатки, вызывает не только ее реакцию, но и действует на участки, расположенные рядом с ней. Реакция участков, находящихся рядом с освещаемой площадкой, может при этом либо усиливаться, либо ослабляться, что приводит к соответствующим эффектам.
Пограничный яркостный контраст возникает на границе двух ахроматических участков изображений различной светлоты. Наиболее четко он выражен при рассматривании черно-белой шкалы. В этом случае участок темного поля, примыкающего к светлому, выглядит более темным, чем все темное поле. Участок же светлого поля, примыкающий к темному, будет выглядеть более светлым, чем все светлое поле.
Пограничный цветовой контраст. В этом случае близ границы окрашенных участков появляется кайма дополнительных цветов. Насыщенность цветов у границы разноокрашенных участков увеличивается. Так, если желтый участок рассматривать рядом с белым, то у границы с желтым можно увидеть синюю полоску. Аналогично у границы с красным участком возникает голубая полоска, а у зеленого — пурпурного цвета. При более длительном рассматривании пограничная полоска становится более заметной.
Последовательный цветовой контраст. Это явление обнаруживается при последовательном действии на глаз излучений. Известно, что зрительное ощущение вызывается при воздействии света не мгновенно, а через некоторое время после его начала. Однако световое ощущение продолжается и после действия светового сигнала. Свойство зрительной системы сохранять состояние покоя или работы в течение некоторого времени после начала или прекращения действия светового сигнала называется зрительной инерцией.
Следствием зрительной инерции является слитное восприятие ряда световых сигналов при их достаточно большой частоте. Вследствие инерции зрения зрительный образ сохраняется в течение некоторого времени после прекращения воздействия света на органы зрения. Ощущение, остающееся после непосредственного действия света, называется последовательным образом. Если после прекращения действия некоторого излучения подействовать другим, то последовательный образ от первого излучения сложится со вторым. Это явление — последовательный контраст.
Практически он выражается в том, что, перемещая взгляд с какого - либо длительно рассматриваемого цветного объекта, человек продолжает наблюдать его в негативном виде. Причем это касается не только яркости, но и цвета. Например, если на листе белой бумаги изобразить небольшой кружок красного цвета и сосредоточенно на него смотреть некоторое время, то затем, переведя взгляд на белый лист бумаги, будет наблюдаться аналогичный по размерам круг голубоватого цвета (рис. 5.19, вкладка). Полученный эффект можно объяснить следующим образом.
При рассматривании красного кружка в большей степени работали красночувствительные рецепторы. Это привело к снижению их чувствительности. При перемещении взгляда на лист белой бумаги в глаз попали отраженные от него лучи, действующие одинаково на все цветоощущающие колбочки. Однако вследствие снижения чувствительности к красному излучению сила импульса от красноощущающих рецепторов будет меньше, чем от колбочек двух других видов. Это приводит к тому, что преобладание импульсов от зелено - и синечувствительных рецепторов вызывает ощущение голубоватого цвета.
На характер зрительных ощущений помимо действия световых излучений оказывают влияние раздражения других органов чувств. Проводимые в этой области исследования показали, что непрямые раздражители по-разному влияют на восприятие длинноволновой и коротковолновой части спектра.
Рассмотренные выше примеры влияния внешних условий на восприятие цвета важны и должны учитываться при разработке дизайна тары и упаковки. С помощью рассмотренных эффектов, при правильном их использовании, можно создать красивую упаковку, выделять на ней те или иные элементы, привлекающие покупателя.