КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Синтез цвета Методы образования цвета
Особенностью человеческого зрения является то, что ощущение одного и того же цвета может быть вызвано различным путем. Например, монохроматическое излучение с длиной волны 589 нм дает ощущение желтого цвета, точно такое же, как и смесь монохроматических излучений зеленого цвета с X =545 нм и красного с X =671 нм. Как видно из приведенного примера, не различимые по цвету пучки могут иметь как одинаковый состав, так и различный. В первом случае такие цвета называются изомерными, а во втором — метамерными.
Очень важно также то, что человеческий орган зрения не способен распознавать, из каких составляющих состоит излучение, образующее
Тот или иной цвет, а также отличать эти излучения друг от друга. Благодаря этому появляется возможность воспроизводить исходные цвета смешением световых потоков, различных по цвету, или вычитанием их из белого цвета (смешением сред). Как показали результаты исследований, в основе смешения излучений и смешения сред лежат различные физические явления. В связи с этим различают два типа сложения — аддитивное (смешение излучений) и субтрактивное (смешение сред). Получение заданного цвета сложением других называют синтезом цвета.
При аддитивном синтезе смешиваемые излучения складываются. В качестве таких излучений берутся синее, зеленое и красное. Они называются основными потому, что ни один из них не может быть получен смешением двух других.
Для получения световых пучков, дающих новый цвет аддитивным синтезом, могут быть использованы источники, непосредственно испускающие окрашенные излучения (например, лазеры), или тепловые излучатели (например, лампа накаливания), экранированные соответствующими светофильтрами. Аддитивный синтез используется для получения цветных изображений на экране монитора, телевизора, а также при измерении цвета.
При субтрактивном синтезе каждая из смешиваемых сред поглощает определенное излучение, то есть вычитает их из светового пучка, направленного на окрашиваемую среду. Субтрактивный синтез используется при воспроизведении цветных оригиналов в цветной фотографии и полиграфии, в кинематографии и т. д.
Эффект получения нового цвета может быть достигнут не только при смешении излучений или сред, но также в результате зрительной инерции или пространственного смешения цветов. Более подробно о синтезе цветов будет рассмотрено в следующих подразделах.