КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Продвижение товара на рынке
1. Немарочный товар. Это прежде всего товары повседневного спроса, такие как хлебобулочные изделия, продающиеся в целлофановых пакетах. Бочковая селедка, соленья и т. д. Товары эти более дешевые, и качественные характеристики обычно более низкие.
2. Марочный товар — имеет большую ценностную значимость.
Торговая марка (товарный знак) — trade mark — оригинально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов и т. п., которыми предприятие снабжает свои изделия, упаковку. Является объектом промышленной собственности. Подлежит регистрации в специальном государственном органе.
Марка — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товара или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров или услуг конкурентов.
Марочное название — часть марки, которую можно произнести, например «Лада», «Быстров» и т. д.
Марочный знак (эмблема) — часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например: символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление. В автомобилях «Жигули» — значок ладьи.
Товарный знак — марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).
Для марочного товара главным критерием является заявленное и гарантированное этой маркой качество.
Качество — это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. Сюда входит долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства, является ли этот продукт экологически чистым, выдерживается ли определенная рецептура и т. д.
Существуют различные подходы к использованию марочных названий.
I. Индивидуальные марочные названия. Преимущества данного подхода:
1) предоставляется больше торговой площади в магазинах;
2) психология потребителя — попробовать новое, наличие различных марок у одного производителя позволяет ему не потерять покупателя, предложив ему новый(другой) товар своего же производства;
3) повышает активность работников предприятия-изготовителя;
4) акцент на выгодах товара (именно этого по сравнению с другими) привлекает свои категории покупателей.
II. Единое марочное название для всех товаров. Главное преимущество в том, что облегчается продвижение новых товаров, когда данная товарная марка уже раскручена, но существует опасность, что неудачный новый продукт вызовет негативное отношение ко всей продукции. Стратегия расширения границы марки — любая попытка использования имеющего успех марочного названия при выведении на рынок модификаций товара или товаров-новинок.
III. Коллективное марочное название для товарных семейств «Чудо» — йогурт, творожок и т. д. Включает преимущества первых двух подходов, но уменьшает опасности второго подхода.
IV. Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товара. Главным пропагандистом такого подхода на российском рынке можно считать фирму «Довгань», но такой подход тоже не всегда удачен, так как возникают проблемы с правильным решением упаковки.
Марочное название дает определенное представление о товаре, поэтому оно должно:
1) содержать намек на выгоды товара («Быстров»);
2) содержать намек на качество (апельсины «Санкист»);
3) быть легким для произношения, узнавания и запоминания (лучше краткие);
4) четко отличаться от других.
Существует группа уникальных марочных названий, которые перешли в разряд имен существительных и обозначают всю группу данных предметов, например «фриджедер», «ксерокс», «целлофан» и т. д.
Какие компоненты включает упаковка и как они соотносятся с проблемами рекламы заключенного в них товара?
Под термином упаковка понимают средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений или потерь, окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.
Тара является основным элементом (или разновидностью) упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции.
По отношению к упаковываемой продукции различают следующие виды тары.
I. Внутренняя упаковка — вместилище товара.
II. Внешняя — защита внутренней, стимул сбыта.
III. Групповая.
IV. Транспортная.
Расширение использования упаковки было вызвано следующими причинами:
1) самообслуживание в торговле;
2) рост достатка потребителя;
3) возрастание значения образа фирмы и образа марки;
4) возможности для новаторства — создание концепции упаковки.
Маркировка на этикетке:
1) идентифицирует товар или марку;
2) определяет сорт товара;
3) содержит описание товара;
4) пропагандирует товар.
Среди задач маркетинга существует еще задача по обновлению этикетки и упаковки в соответствии с требованиями времени, например появление фотографии, изменение моды и т. д.
Упаковка продукта сразу позволяет постоянному пользователю видеть марку, название, которое определяет вид продукта, и место его производства и пытается убедить тех, кто его никогда не использовал, попробовать это сделать.
Нас из всех функций упаковки интересуют следующие:
1) вмещает содержимое и предохраняет его от порчи;
2) идентифицирует продукт;
3) создает удобство пользования и хранения;
4) привлекает покупателя — рекламная функция, которая важнее всего с точки зрения маркетинга.
Идентификация. Наличие марки помогает покупателю моментально получить уверенность в стандартном качестве. Это создает дополнительную ценность продукта как для потребителя, так и для изготовителя.
Печатные надписи должны легко читаться, а цветовые сочетания — иметь хорошую контрастность.
Привлекательность. Успех продажи товара может зависеть от того, насколько привлекательна упаковка для потребителя. Привлекательность есть результат действия многих факторов: размера, цвета, материала и формы. Привлекательность может быть усилена за счет легко читаемой инструкции по применению, размещенной непосредственно на упаковке.
Наличие различных размеров позволит удовлетворить потребности и бюджетные возможности покупателей разного достатка. Но не всякий розничный торговец может позволить себе иметь большое разнообразие размеров упаковок.
Существенен и цветовой аспект. В результате многих исследований стало известно, что цвет вызывает у потребителей определенные ассоциации. Например, узнав, что желтый цветярлыка ассоциируется со слабостью, компания «Дженерал Фудз» изменила упаковку своего товара «Санка».
Что такое «брэнд»? На российском рынке это понятие стало популярным. На самом деле брэнд — более широко трактуемое понятие марочного товара. Пояляются новые специальности, например «брэнд-менеджер».
Приведем формулировку понятия «брэнд»: под брэнд-билдингом подразумевается решение трех взаимосвязанных задач: 1) разработка названия торговой марки и ее атрибутов; 2) дизайн упаковки; 3) продвижение торговой марки на рынок с использованием рекламы в СМИ, рекламных материалов в магазинах ( ПОС-материалы), а также других видов маркетинговых коммуникаций. Еще один вариант определения «брэнда» в периодике мы приведем в связи с тем, что общеупотребимое определение еще не сформировалось в нашем лексиконе, а вторая формулировка помогает понять, что же вкладывается в это понятие теми, кто активно внедряет его в нашу практику. «Брэнд» означает совокупность маркетинговых приемов для достижения однозначной идентификации потребителем того или иного товара по названию, визуальному образу, слогану, форме и т. д. Слово «брэнд» используется фирмами для обозначения серии продуктов, объединенной по какому-либо общему признаку». Остановимся подробнее на том, какие успехи в формировании брэндов можно найти на российском рынке.
Весьма известными и достаточно популярными у нас стали такие брэнды, как «Быстров» и «Коркунов». Рассмотрим на примерах публикаций в журнале «Пакет», какие задачи ставили перед собой создатели этих брэндов и как их решали (см. приложение 2).
Форма упаковки также способна придать товару особую привлекательность и узнаваемость, различительные способности формы превосходят даже возможности цвета. Упаковка конфет «День Святого Валентина» в форме сердечка напоминает покупателю о соответствующем событии. Иногда используется специальная подарочная упаковка. В случае успеха она повышет стоимость товара и создает проблему возможной нераспродажи. Непроданные изделия придется как-то изменять, предлагать со скидкой или оставлять на хранение до следующего праздника.
Упакованные вместе несколько изделий создают удобство и возможность предложить скидку. Кроме того, экономится упаковочный материал.
Возможность последующего использования упаковки для других целей повышает ее привлекательность. Некоторые банки и бутылки становятся даже предметом коллекционирования. Такие упаковки — просто подарок покупателю за истраченные на покупку деньги.
Упаковка — разработка и производство вместилища или оболочки для товара. Вместилище или оболочка — это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка — это непосредственное вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд спайс» внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона «Олд спайс» транспортной упаковкой будет ящик из гофрокартона, вмещающий 72 бутылки. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее. В данном случае транспортная упаковка соответствует нашему пониманию тары. Но благодаря современным возможностям полиграфической промышленности даже эта, как ее называет Кот - лер, «транспортная упаковка» получает дополнительное художествен - но-графическое оформление, что и позволяет считать ее упаковкой.
Современная упаковка может предоставлять потребителю дополнительные удобства, например может быть предусмотрено длительное вторичное использование упаковки в качестве сахарницы, или для хранения других сыпучих веществ, как шкатулок, и т. д. Бутылочки с дозаторами от жидкого мыла могут также использоваться вторично.
Перечислим наиболее важные дополнительные функции, которые получила «тара», став «упаковкой» в сфере потребления.
1. Функция рекламная (продавец товара) — привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.
2. Коммуникативная:
А) социально-экономическая (растущий достаток потребителя означает, что он готов заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки).
В условиях супермаркета, где практически одинаковые по качеству товары предлагаются для выбора по одинаковым или сближенным ценам, упаковка наряду с рекламой становится главным орудием борьбы за потребителя. Упаковка фактически предлагает не товар, так как известно заранее, что товар определенной стоимости не может не обладать определенными качествами, а предлагает... упаковку.
Однако очевидно, что производство как сфера профессиональной деятельности может торговать упаковкой только в тех случаях, когда в глазах массового потребителя всех уровней упаковка превратилась в самостоятельную ценность. Подобного результата невозможно добиться исключительно усилиями самого производства, нуждающегося в сбыте. Успех этих усилий возможен только в особой ситуации, в обстановке широчайшего распространения особых символических ценностей,
Искусственных мотивировок, престижных соображений и нерациональной (в сугубо техническом смысле) экономики;
Б) корпоративная (фирмы осознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника потребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки).
Чтобы выполнить эти задачи, упаковка должна создать запоминающийся, метафорический образ заключенного в ней продукта, то есть на своем языке (языке упаковки) донести необходимое закодированное сообщение до потребителя, о чем мы будим говорить в следующей главе. С этой задачей может справиться упаковка, созданная дизайнером. Можно говорить о том, что понятие «упаковка» стало формироваться одновременно с появлением новой творческой деятельности — дизайнерской.
Помимо всего прочего продавцы создают для своих товаров этикетки и ярлыки, то есть средства маркировки, которые могут предстать в виде незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или тщательно продуманной сложной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо марочное название товара, либо большой объем информации о нем. Даже если сам продавец предпочитает скромную, простую этикетку, закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации.
Этикетки выполняют несколько функций, и от продавца зависит, какие именно. Как минимум этикетка идентифицирует товар или марку, когда, скажем, на апельсинах отштамповано название «Санкист». Этикетка может также указывать сорт товара. Например, персиковые консервы делят по сортам, обозначаемым буквами А, Б и В. Этикетка может в какой-то мере описать товар, например кто, где и когда его сделал, содержимое упаковки, порядок его использования и технику безопасности при работе с ним. И наконец, этикетка может пропагандировать товар своим првлекательным графическим исполнением. Можно выделить идентифицирующие, сортоуказующие, описательные и пропагандистские этикетки.
Помимо тары у упаковки есть и другие смежные формы, которые, не являясь тарой, — или уже, или еще не упаковка, так как не осуществляют всех функций. Например, футляр и суперобложка для книги, футляр для авторучки, для ювелирных украшений, ножны для холодного оружия и др.
Существуют внешние и внутренние упаковки — это сложные комплексные упаковки, включающие различные материалы для своего изготовления, простейшим вариантом является бутылка или флакон с этикеткой и пробкой, то есть используются три материала. Задействованы стекольное, пробочное и полиграфическое производства. Еще более сложным вариантом является парфюмерный набор, который помимо флакона может включать в себя коробочку с пластмассовой вставкой для удержания флакона в нужном положении, а коробочка для большей привлекательности иметь вырубку, затянутую прозрачным пластиком, или выложенную изнутри тканью. В борьбе за престижность, сохранность и красоту многослойность упаковок все увеличивается, а тем самым увеличивается и доля стоимости упаковки в общей стоимости продукта.
В борьбе за покупателя появляются упаковки-сувениры, упаковки - игрушки, упаковки с сериями раритетных изображений, рассчитанные и на удовлетворение страсти к коллекционированию.
Современная упаковка, кроме того, являет собой целый комплекс со сложной структурой, рассчитанный не только на покупателя, то есть должна удовлетворять не только его запросы (быть привлекательной, информативной, удобной в переноске и т. д.), но и на продавца, то есть должна быть для него удобной; она теперь включает различные варианты расфасовки, например конфетный комплекс может использоваться для штучной продажи конфет, для продажи коробкой, бывают и другие варианты и сочетания. Конфетный комплекс может трансформироваться так, что при штучной продаже большая коробка превращается в мини-витрину и таким образом помогает продавцу привлекать покупателя. Помимо самой упаковки, служащей для сохранения и показа товара, современные дизайнеры в этот комплекс закладывают дополнительные возможности, учитывающие прежде всего возрастной ценз потребителя. Имеются в виду различные наклейки, разборные конструкторы, другие виды игровой направленности, а также страсть детей к коллекционированию. Для взрослых это может быть рекламно-сувенирный комплекс. В любом случае появляется то, что мы назвали бы рекламноупаковочным комплексом.
Подводя итог рассматрению понятия «упаковка» в современном мире, нужно дополнить определение упаковки с позиции дизайна как части маркетинга и рекламы: упаковка — это продукт творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию предметно-про - странственной среды, средство или комплекс средств (рекламно-упаковочный комплекс), обеспечивающих защиту продукции от повреждений или потерь при транспортировании, складировании, при перевалке, облегчающих выполнение логистичеких операций. Носитель информации — наименования товара и его изготовителя, штриховой код, инструкция по эксплуатации, манипуляционные знаки, экомаркировка, реклама других товаров того же изготовителя или реклама продукции другого поставщика, но, кроме того, упаковка — метафоричекое
Изображение продукта. Она должна создавать визуальный образ продукта для легкости его идентификации, придавать ему дополнительную стоимость в результате создания престижности и способ поддержания корпоративной марки. Упаковка — объект идеологии существующих экономических и социальных отношений.