КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Основные характеристики цвета
Прежде чем перейти к рассмотрению характеристик цвета, обратимся к двум важным близким понятиям — окраска и цвет.
Под окраской понимают физические свойства поверхности предмета — отражать или поглощать излучения определенных длин волн. Окраска является постоянным оптическим свойством объекта, которое не зависит от условий освещения.
Цвет — это ощущение, возникающее в мозгу человека в результате воздействия световых излучений различного состава.
Если окраска является объективной характеристикой, то цвет — субъективной, так как зависит от наших ощущений. При воздействии света на цветоощущающие рецепторы человек реагирует на раздражение в виде восприятия цвета. Таким образом, чтобы наблюдать цвет, необходимо два основных условия — наличие света и работа зрительного аппарата человека.
Попадание света на цветоощущающие рецепторы вызывает их возбуждение. В зависимости от величины суммарной реакции цветоощущающих рецепторов, а также от соотношения реакций каждого из этих трех типов рецепторов зависит характер цветового ощущения.
Если излучение одинаково раздражает все рецепторы, то цвет воспринимается как белый, серый, черный. Эти цвета называют ахроматическими.
Если цветоощущающие рецепторы раздражены неодинаково, то возникает ощущение хроматического цвета. Эти цвета имеют количественную и качественную характеристики. Количественную — светлоту (яркость), качественную — цветность. Качественная характеристика зрительного ощущения двумерна и состоит из цветового тона и насыщенности. В отличие от хроматических цветов ахроматические имеют только одну количественную характеристику — светлоту (яркость).
Светлота (яркость) характеризуется количеством света, отражаемого, пропускаемого или излучаемого телом.
Светлота цвета — субъективный признак цвета. Она характеризует вызываемое им ощущение яркости и имеет смысл только при сравнении ряда объектов с целью определения уровня светлоты одного из объектов по отношению к другому.
Яркость определяет интенсивность светового раздражения глаза, от которой зависит мера светового ощущения — светлота. Поэтому чем больше яркость, тем больше светлота. Яркость — объективная величина. Ее можно измерить соответствующими приборами в отличие от светлоты — субъективной относительной величины.
Когда говорят о самосветящихся телах, то обычно имеют в виду яркость. В случае, когда речь идет о телах, отражающих свет, используют термин «светлота».
Цвета, качественно одинаковые, но отличающиеся светлотой, вызывают совершенно различные ощущения. Так, цвет при достаточной светлоте являясь желтым, при малой светлоте будет казаться коричневым. С другой стороны, для каждого цвета можно подобрать нейтрально-серый, обладающий такой же светлотой. Светлота, являющаяся количественной характеристикой цвета, имеется как у ахроматических, так и хроматических цветов. Поэтому по светлоте эти цвета можно сравнивать друг с другом. Таким образом, светлоту можно определять как характеристику цветового восприятия освещенной или светящейся поверхности, позволяющую представить эту поверхность в виде эквивалента некоторого поля серой шкалы.
Цветовой тон — основной признак цвета, характеризующий отличие одного цвета от другого и качественно определяемый словами (понятиями, названиями) — например, синий, розовый, коричневый и т. д.
Цветовой тон определяется спектральным составом света, воздействующего на цветоощущающие рецепторы. Другими словами, цветовой тон определяется теми рецепторами, которые дают наибольшую реакцию.
Для монохроматических излучений цветовой тон определяется длиной волны излучения. Для цветов, характеризующихся сложным спектральным составом, — соотношением количеств света различных длин волн.
Насыщенность характеризует степень отличия хроматического цвета от ахроматического. Чем яснее выражен цветовой тон, тем больше насыщенность цвета. Практически она характеризует интенсивность ощущения цветового тона. Самыми насыщенными являются спектральные цвета.
Между насыщенностью и светлотой есть четкая зависимость. С увеличением насыщенности светлота уменьшается. Наименьшая светлота характерна для самых насыщенных — спектральных цветов. Поэтому, например, насыщенный зеленый цвет воспринимается как темно-зеленый, а ненасыщенный — как светло-зеленый.
Вследствие того, что цветовой тон, насыщенность и светлота используются для описания зрительных ощущений, их часто называют субъективными характеристиками цвета, в отличие от объективных, определяемых с помощью измерительных приборов.
Измерение объективных (или психофизических) характеристик — доминирующей длины волны Лдом (характеризует цветовой тон), чистоты цвета р (характеризует насыщенность) и яркости В — основано на том, что спектр содержит все цвета, кроме пурпурных. Поэтому к любому световому излучению, кроме пурпурного, можно подобрать тождественный по цвету монохроматический.
На рис. 5.20 приведен схематический пример, иллюстрирующий сущность определения характеристик. Оно основано на сравнении измеряемого цвета и эталонного. На рис. 5.20 эталонным служит монохроматическое излучение М, выделяемое щелью из спектра. Так как измеряемый цвет Ц и монохроматический М различаются по насыщенности, то к эталонному цвету М добавляется белый Б. Добившись идентичности по светлоте и цветности между эталонным цветом и измеряемым, находят психофизические характеристики цвета.
Рис. 5.20. Схема измерения цвета |
Яркость В определяется количеством излучения эталонного цвета.
Длина волны X монохроматического цвета, тождественного по цветовому тону измеряемому, характеризует цветовой тон и называется до - минирующей длиной волны.
(Колориметрическая) чистота цвета р дает представление о насыщенности измеряемого цвета относительно цвета монохроматического излучения того же цветового тона:
(5.12) |
Р В, + В6’
Где Вх — яркость монохроматического излучения; В6 — яркость белого излучения.