КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УПАКОВКИ
Упаковку можно рассматривать как комплекс, включающий утилитарные, эстетические и информационные аспекты. Упаковка существует не только как вместилище продукции, но и как составная часть системы маркетинга и рекламы. Главная функция упаковки, которую мы будем рассматривать в этом контексте, — это функция маркетинговая.
В этой главе упаковка рассмотрена как часть маркетинга и рекламы, как вид художественной деятельности, направленной на решение задачи продвижения товара на рынке. Сформулируем определения и понятия, которыми оперируют маркетинг и реклама, и задачи, которые они решают.
Подойдем к проблемам маркетинга с точки зрения упаковки.
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Движущими силами маркетинга являются нужда, потребность и запрос.
Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Пока обмен происходит на уровне удовлетворения нужды — специальная упаковка не нужна. Достаточно использовать тару, то есть любое вместилище, которое позволяет передать данный продукт от одного человека другому в сохранности, например горсть зерна может быть передана непосредственно из рук в руки, если количество больше, то может быть использован глиняный горшок или берестяной туесок. Это тара многоразового использования, так как, вытряхнув зерно, можно заполнить туесок другим продуктом.
Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребность — более сложное чувство. Для ее удовлетворения уже недостаточно будет ограничиться тарой как вместилищем продукции. Возможно создание специальной упаковки, несущей в себе определенное эстетическое начало. Здесь уже встают задачи, решаемые маркетингом и рекламой с помощью дизайна упаковки.
Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью, — следующий этап, который можно назвать наиболее благоприятным для применения маркетинга, рекламы, а следовательно, дающий большие возможности для работы дизайнера. Именно изучение потребностей и запросов потребителя является главной задачей маркетинга. В последнее время речь идет не только об изучении, но и о формировании этих потребностей и запросов, постоянном их подстегивании, о предложении все новых и новых возможностей для их удовлетворения.