КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Классификация тары из картона и гофрокартона
Тару принято классифицировать по назначению, материалу, составу конструкции и технологии производства.
По назначению тару разделяют на потребительскую, производственную, транспортную и специальную. Особенности тары каждой классификационной группы, отличительные и общие признаки подробно рассмотрены в [29].
По материалу все виды тары разбиты на основные группы: тара из бумаги, картона, гофрокартона, полимерных материалов, стекла, металла, ткани, комбинированных материалов, дерева. Далее мы будем рассматривать только тару из картона и гофрокартона.
Рассмотрим подробно классификацию тары из картона и гофрокартона по составу конструкции. В этой классификационной группе тару различают по видам стабильности размеров, по компактности и по применяемым вспомогательным упаковочным средствам.
Под видом тары понимают классификационную единицу, определяющую тару по геометрической форме и конструктивным особенное - тям. Из картона и гофрокартона различают следующие виды тары: пачки, коробки, лотки, ящики, контейнеры.
Пачки за рубежом называют складными коробками. Это один из самых массовых видов потребительской тары. Их изготавливают из листового или рулонного картона массой 1 м2 от 250 до 600 г/м2. Конструктивно пачки производят из одной заготовки. Конструкцию пачек и материал выбирают в зависимости от вида упаковываемой продукции, ее формы, массы, технологии упаковывания и других требований. Заказчику пачки поставляют преимущественно в сложенном виде.
Коробки отличаются от пачек незначительной высотой по сравнению с длиной и шириной. Коробки могут поставляться заказчику в сложенном виде с последующей сборкой в объемную конструкцию на месте заполнения товаром, из нескольких деталей, которые затем собирают на месте назначения, а также в виде готовых жестких коробок с неизменяемой формой.
Лотки или ящики лоткового типа не имеют крышки и применяются для упаковки различной плодоовощной продукции. По конструкциям различают следующие группы лотков: складные из одной заготовки; складные из двух и более заготовок; нескладные; комбинированные.
Ящики из картона и гофрокартона являются самым массовым видом тары и по конструкции отличаются наибольшей разновидностью: складные с четырехклапанным дном и крышкой; складные с четырехклапанным дном и съемной клапанной крышкой (телескопического типа); футлярного типа; со сплошным дном и съемной крышкой; оберточного типа; комбинированные.
Контейнеры предназначены для перевозки различной продукции, имеющей первичную упаковку. Они позволяют создать укрупненную грузовую единицу. По конструкции контейнеры разделяют на группы: состоящие из картонного ящика и обычного деревянного поддона (рис. 8.14); сборные, состоящие из отдельных картонных заготовок, собираемых на поддоне (рис. 8.15); контейнеры со съемной стенкой; картонные складные с собираемыми опорами (рис. 8.16); со съемной крышкой.
По стабильности размеров различают тару жесткую, полужест - кую и мягкую. Жесткая тара не изменяет своей формы и размеров при заполнении ее продукцией. Она должна выдерживать внешние воздействия при транспортировке, хранении, распределении, продаже и потреблении, сохраняя свою форму и размеры. Практически все виды тары из картона и гофрокартона относят к жесткой таре.
Подробные определения полужесткой и мягкой тары, их долговечность, разновидности рассмотрены в [29].
По компактности тару разделяют на неразборную, разборную и складную.
Рис. 8.15. Контейнер из двух полуобечаек, дна с фиксаторами и стенок, собираемый На деревянном поддоне |
Рис. 8.16. Складной контейнер типа «полубокс* Неразборная тара изготавливается требуемой формы и размеров с неразъемными соединениями элементов. На всех последующих этапах жизненного цикла ее невозможно разобрать без нарушения целостности составляющих материалов. |
Рис. 8.14. Контейнер из деревянного поддона и четырех клапан ного картонного ящика (а), а также контейнер со складывающейся передней стенкой (б)
Разборная тара имеет конструкцию, позволяющую многократно собирать и разбирать ее на отдельные части за счет соединения сочленяющих элементов.
Складная тара конструктивно выполнена так, что ее можно сложить в объемную форму из плоской без нарушения сочленения элементов, а также вновь вернуть в первоначальную плоскую форму, если этому не препятствуют неразъемные соединения, полученные в сложенной объемной форме.
К вспомогательным упаковочным средствам относят прокладки, решетки, амортизаторы.
Картонные прокладки, решетки служат для разделения упаковываемых изделий, повышения прочности дна ящика, создания удобства при упаковывании. Самой простой является прокладка прямоугольной формы. Ее можно применять: для закрывания отверстия между внутренними клапанами; для упрочнения дна и горловины ящика; для распределения продукции по рядам; для разделения ящика по вертикали (рис. 8.17, а). Картонные прокладки могут образовывать сложные кон-
|
|
|
|
Рис. 8.17. Картонные прокладки {а, б) и решетки (в, г) |
Фигурации в виде вертикальных трубчатых, решетчатых и других перегородок (рис. 8.17, б-г).
Вертикальные прокладки и решетки значительно повышают прочность ящиков на сжатие, что особенно важно при штабелировании.
Для прокладок используют разный картон — коробочный, сплошной склеенный, гофрированный двух-, трех-, пятислойный.
Амортизаторы из картона применяют для упаковки продукции, требующей повышенной защиты от ударных и вибрационных нагрузок. Чаще всего их используют для упаковки радиоприемников, телевизоров, бытовых приборов и машин.
В зависимости от конструкции и назначения амортизаторы подразделяются на три основные группы: опорные, боковые и угловые (рис. 8.18).
Рис. 8.18. Картонные амортизаторы: а — опорные; б — боковые; в — угловые |