КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Графическое решение. Шрифт
Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном и ассоциативном восприятии. Моторные — это острый шрифт или округлый, различного наклона и т. д., а ассоциативные — связаны с историей развития человеческой культуры. Мы предлагаем выделить следующие ассоциации.
1. Исторические (рис. 4.26, вкладка) — готический шрифт вызывает ассоциации с временами рыцарства и поклонения прекрасной даме, а рубленый — с эпохой революции.
2. Национальные (рис. 4.27, вкладка): кириллица — славянские народы, арабская вязь — Восток и т. д.
3. Образные (рис. 4.28, вкладка) — это прежде всего рисованные шрифты, где активно используются цвет и фактура. Причем таким образом может быть решена вся надпись или отдельные буквы, которые могут становиться изображением. На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение. В шрифтовых композициях со - подчиненность надписей и их ритм создают основу эмоционального воздействия, особенно если используется сочетание эмоционального воздействия шрифта и цвета для создания образного решения упаковки.
Хотелось бы еще подчеркнуть тот момент, что название, выполненное специально подобранным или созданным шрифтом, вначале воспринимается как часть зрительного ряда и не должно вступать в противоречие с изображением. Оно должно дополнять и усиливать его.
Когда уже сработал так называемый стоп-эффект и потребитель обратил свое внимание на конкретный визуальный текст-сообщение, последнему предстоит еще реализовать свою коммуникативную функцию, то есть довести содержание визуального сообщения до получателя. Здесь ведущая роль принадлежит, как правило, словесному, вербальному тексту. Упаковка содержит большое количество вербальной информации, а кроме того, назовем это промежуточной информацией, в виде пиктограмм, количество которых и значение необыкновенно выросли (о них мы говорим отдельно).
Шрифт имеет свои способы эмоционального воздействия: своим начертанием может вызывать ассоциации со временем своего создания и наиболее частого использования. Так, готический шрифт ассоциируется со средневековой Европой, рыцарскими временами и вызывает ощущение романтизма и большой ценности. Как и орнамент шрифт очень точно передает ощущение времени, страны, стиля. Отдельные буквы могут переходить в визуальный ряд и окрашивать надпись дополнительными оттенками.
Большое эмоциональное значение формы основывается также на опыте поколений. Острая форма (шипы) представляла опасность. Округлая привлекала своей безопасностью, возможностью взять в руки, использовать. Для многих народов круг — идеальная форма, форма мира, бесконечности, неба. Такое отношение к форме используется на упаковке. На упаковках пищевых продуктов использование острых углов не рекомендуется, так как вызывается бессознательное ощущение опасности.