КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Цвет

Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наи­более действенным и первичным, является цвет. Именно цвет прежде всего привлекает внимание. Цвет, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие кор­ни в психике человека. «... В примитивных обществах три цвета — бе­лый, красный и черный — являются не просто различиями в зритель­ном восприятии разных частей спектра; это сокращенные или концент­рированные обозначения больших областей психофизиологического опыта, затрагивающих как разум, так и все органы чувств, и связанных с первичными групповыми отношениями. Лишь в результате последу­ющей абстракции из этих конфигураций возникают другие виды исполь­зуемой человеком социальной классификации» [93].

Причем именно эти цвета связаны с наиболее сильными психофи­зиологическими переживаниями человека. Первыми и главными цве­тами являлись белый и черный. Белый — цвет чистоты, дневного света, материнского молока и т. д. Таким образом, белый цвет — это всегда положительные эмоции. Черный цвет — цвет ночи, цвет земли, цвет нечистот. Отношение к этому цвету двояко, но преобладает чувство настороженности. Красный цвет наиболее сложный. Это цвет крови, солнца, вызывает ассоциации как с жизнью, так и со смертью. Крас­ный цвет — цвет жизненной энергии, цвет власти. Различные оттен­ки красного цвета рождают различные ассоциации. Красный цвет под­нимает кровяное давление.

Несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, раз­ные народы по-разному воспринимают оттенки других основных цве­тов. Например, родовое понятие «голубой», как цвет неба, носит в силу различия географического обитания, различный оттенок при изображении и восприятии у разных народов. Ведь и цвет родного неба у них различен.

Оранжевый цвет усиливает выделение желудочного сока. Желтый цвет наиболее различим. Необходимо учитывать, что каждый цвет име­ет бесконечное количество оттенков, а каждый оттенок — это нюанс в восприятии. Но в целом теплые цвета считаются более съедобными и активнее используются в оформлении упаковок продуктов питания, если это незамороженные продукты.

Помимо цветовых предпочтений, обусловленных культурной тра­дицией и географической средой, существуют предпочтения возраст­ные. Так, дети и молодежь, то есть наиболее эмоциональная и энергич­ная часть социума, любят чистые и яркие цвета, особенно красный, прав­да, нужно учитывать влияние моды.

«Межкультурные исследования показывают сходство и различия в восприятии пространства, формы, цвета, движения людьми, принадле­жащими к различным культурам. Очень перспективно в этой связи изу­чение зрительных иллюзий, обнаруживающее влияние на восприятие прошлого перцептивного опыта, обусловленного культурой...

Влияние культурных норм на индивидуальное восприятие подтвер­ждается солидным эмпирическим и экспериментальным материалом. Есть данные и о связи восприятия окружающего мира с экологически­ми факторами. На этой основе возникло заключение, что люди разных культур по-разному видят основные цвета спектра. В то же время мно­гообразный психологический материал демонстрирует фундаменталь­ную роль характеристик цвета в формировании эмоционального отно­шения к миру. Цвет в этой роли преобладает над другими характерис­тиками объекта восприятия — формой, величиной, движением» [101].

Необходимо подчеркнуть, что для адекватного восприятия и про­чтения визуальных текстов необходимо было время, чтобы сложились традиции в оформлении той или иной продукции, так как только под­готовленный потребитель, усвоивший язык визуальных построений текста, может правильно его воспринимать. Художник-дизайнер и в этом случае обязан учитывать культурный уровень того сегмента рынка, на который рассчитан данный товар, географический, национальный, воз­растной и т. д. Например, сложилось правило, что косметика для муж­чин использует в упаковке черные, серые цвета как основные, могут употребляться и другие, но также с приставкой «темно» (например, тем - но-синий )или в сочетании с преобладающим черным.

Знаковое значение цвета (опознавательное) используется очень ак­тивно. Помимо фирменных цветов существуют такие различительные цвета, как розовый — для младенцев-девочек, голубой — для младен - цев-мальчиков. О косметике мы уже говорили. Приводим таблицу наи­более употребительных цветов в упаковке, составленную Е. Чукановой [93]. Цвет — самый активный эмоциональный фактор, который воздей­ствует на физиологическом уровне.

Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Например, в нашей стране траурным цветом считается черный, а во многих стра­нах востока — белый.

Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цве­товых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке. Ши­роко известным является эксперимент, проведенный американскими специалистами по рекламе. Домохозяйкам раздали пачки стирального порошка различного цвета. Первым — в пачках голубого цвета. Вторым

— желтого. Третьим — в пачках сине-голубого цвета. Порошок был иден­тичным. В результате первые жаловались на то, что порошок слабый, плохо отстирывающий. У вторых порошок оказался слишком едким, в результате его использования на белье появлялись дырки, а третьи были очень довольны. Таким образом, цветовое ощущение было перенесено на качество порошка.

Это явление используется при создании упаковок. Белый цвет, цвет чистоты, — основной в упаковках лекарств. Продукты питания часто закладывают в упаковки желто-коричневой гаммы как наибо­лее съедобной. Оранжевый цвет наиболее приятен для пищеварения. Результатом эксперимента с пачками стирального порошка было со­здание упаковки для «Тайда». Эта упаковка содержит в себе как жел­тый, так и синий цвет. Обратите внимание, что по этому же принципу создана упаковка «Доси».

О

О

подпись: о
о

Глава 4

подпись: глава 4Таблица цветовых ассоциаций

Цвет

Объем

Вес

Расстояние

Температура

Движение

Психологиче­

Ское

Воздействие

Вкус

Использование в упаковке

Красный

Увеличи вакхций в ширину

Тяжелый

Очень близкий

Горячий

Активный

Динамичный

Тревожный,

Страстный,

Возбуждает,

Повышает

Давление

Острый,

Сладкий

Популярен

Кондитерский,

Пищевой

Желтый

Абстрактно

Увеличивающий

Легкий

Приближающийся

Теплый

Активный

Излучающий

Живой,

Веселый,

Возбуждает

Сладкий,

Кислый

Популярен

Пищевой

Зеленый

Нейтральный

Неопределенный

Нейтральный

Нейтральный

Холодный

Отступающий статичный, но живой

Нежный,

Спокойный,

Умиротворяет

Умеренный

Кислый,

Соленый,

Свежий

Пищевой,

Медицина

Синий

Уменьшающий в ширину, дслакхций стройнее

Тяжелый

Отступаюдий

Далекий

Холодный,

Очень

Холодный

Застывший

Строгий,

Таинственный,

Успокаивает

Нейтральный,

Терпкий,

Холодный

Пищевой,

Химия,

Шрфюмерия

Белый

Увеличивающий

Легкий

Близкий

Холодный

Разный

Успокаи вакхций

Стерильность,

Чистота,

Благородство,

Прохлада

Легкий,

Соленый,

Нейтральный

Постоянный компонент в упаковках, медицина

Черный

Уменьшающий

Тяжелый

Далекий

Холодный

Разный

Неподвижный,

Застывший

Грустный,

Равнодушный,

Печаль,

Угнетает

Не йтральный, горький

Парфюмерия, галантерея, часто символ высокого качества

Упаковка «Тайда» является классической и в том смысле, что фор­ма цветовых пятен в виде концентрических колец, на периферии ра­зомкнутых, создает дополнительное ощущуние мягкости на интен­сивном едком желто-оранжевом фоне. Таким образом явление пере­носа распространяется не только на цвет, но и на форму. Так, острые углы (шипы) предупреждают об опасности. Их лучше не использо­вать при создании упаковок для пищевых продуктов. Наиболее при­влекающей внимание является надпись на желтом фоне в рамке с рва­ными, острыми краями. Такую форму в сочетании с цветом исполь­зуют для привлечения внимания на упаковках различных товаров с надписью «новый». Во-первых, это наиболее выразительная надпись сама по себе, а во-вторых, она стала традиционной и воспринимает­ся как опознавательный знак, который расшифровывается во всем мире, причем читать его необязательно.

Цвет помимо эмоционального воздействия даже на уровне физио­логии имеет способность к использованию его в качестве опознаватель­ного. Упаковки для лекарств одной серии, имеющие единую компози­цию, различаются по цвету, так как имеют различные вкусовые добав­ки. Например, ленеднцы от кашля со вкусом лимона — желтого цвета, апельсина — оранжевого, эвкалипта — зеленого.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Вкладыш в полувагон: эффективное решение для перевозки сыпучих грузов

Вкладыш в полувагон - это специальное приспособление из прочного многослойного материала, которое устанавливается внутрь железнодорожного полувагона для защиты и сохранности сыпучих грузов при транспортировке. Он предотвращает просыпание груза, защищает его …

Вартість картонних коробок: основні аспекти ціноутворення

Картонні коробки – найбільш універсальний тип сучасної упаковки, яка забезпечує захист та зручність перевезення різних товарів. Кількість варіацій сфер використання роблять їх важливою ланкою в ефективному бізнес-процесі. В пошуках якісних …

Лучшие виды упаковки. Особенности и преимущества

Упаковка пакет является неотъемлемым атрибутом в любом бизнес направлении. Она уже давно служит не только, как защитное средство, но и выступает в качестве рабочего инструмента для маркетологов. Это связано с …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.