КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Аддитивный синтез цвета
Получение заданного цвета смешением основных, взятых в необходимых количествах, называется аддитивным синтезом.
Примером аддитивного синтеза цвета может служить проецирование на экран тремя диапроекторами излучений одинаковой мощности, экранированных синим, зеленым и красным светофильтрами (рис.5.21, вкладка). Используя различные сочетания выделенных световых потоков, взятых в одинаковых количествах, можно получить цвета, приведенные ниже.
Смешиваемые потоки Результирующий (синтезируемый) цвет
Синий + зеленый голубой
Синий + красный пурпурный
Зеленый + красный желтый
Синий + зеленый + красный белый
Изменяя мощности смешиваемых излучений, можно получать и другие цвета. Так, смесь зеленого и красного излучений в равных количествах образует чисто желтый цвет. Меняя количества этих излучений, можно получать целый ряд цветов: зеленых, желто-зеленых, краснооранжевых, красных и т. д.
При одновременном увеличении всех трех основных излучений цвет получается более светлым.
Насыщенность цвета зависит от числа излучений, образующих тот или иной цвет. Чем меньше излучений участвует в образовании цвета, тем он более насыщен. Поэтому монохроматические излучения имеют самый насыщенный цвет. Аддитивным синтезом можно получать цвета высокой насыщенности, например при смешивании монохроматических лазерных излучений.
Приведенный пример с диапроекторами относится к аддитивному синтезу, при котором смешение излучений происходит вне глаза. Существуют еще два варианта аддитивного смешения излучений. Остановимся вкратце на них.
Пространственное смешение. Основано на свойстве глаза не различать близко расположенные друг к другу мелкие цветные участки, а воспринимать их как единое целое, образованное смешением исходных цветов. Если ряд мелких цветных объектов рассматривать на достаточно большом удалении, то по отдельности они не различаются и представляют собой однотонную поверхность. Например, в пору начала «золотой осени» в солнечный день вся листва березовой рощи издали кажется желтой. Однако, подойдя ближе, можно увидеть еще оставшиеся зеленые листочки. Кроме того, и сами желтые листья различаются между собой.
Такое смешение цветов разноокрашенных мелких участков с образованием единого для них цвета происходит по правилам аддитивного синтеза. При взгляде на предмет его изображение непрерывно перемещается по сетчатке глаза. Когда цветные элементы малы в сравнении с непрерывными колебаниями глаза, то на одни и те же рецепторы последовательно попадают излучения от рядом расположенных элементов. При быстрой смене излучений глаз не различает их смену.
Пространственный способ смешения цветов известен в живописи. Художник наносит на холст краску мелкими мазками различных красок, которые на некотором удалении воспринимаются как целостные изображения. На пространственном смешении цветов основано получение полноцветных изображений в высокой и офсетной печати в полиграфии. Подробнее это рассмотрено в подразд. 5.6.4.
Временное (последовательное) смешение. Этот тип образования различных цветов основан на быстрой смене излучений вне глаза. Примером может служить быстрое вращение окрашенного волчка или диска с разноцветными секторами. При быстром чередовании цветов реакции разных цветоощущающих рецепторов на них складываются. При этом различные цвета сливаются в один цвет и цвет диска (или волчка) воспринимается как один цвет аддитивной смеси действующих излучений.
Другим примером временного (последовательного) смешения может служить экран цветного телевизора (монитора). На экране имеются мелкие (растровые) ячейки. При воздействии на них электронных пучков они создают оптическое излучение синего, зеленого и красного цветов в определенном порядке по строкам и столбцам (рис.5.22, вкладка) [4]. В процессе демонстрации энергия электронных пучков быстро меняется. При этом происходит последовательное смешение синих, зеленых и красных излучений. Из-за малых размеров растровых ячеек они в отдельности не видны, а быстрая смена электрических сигналов делает незаметным последовательное свечение всех растровых элементов. Поэтому изображение на экране получается резким с различными цветами.
В результате изучения оптического смешения цветов немецким математиком Грассманом в середине XIX века были сформулированы законы аддитивного синтеза цвета [95].
Первый закон Грассмана (трехмерности). Любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы.
Линейно независимыми цветами называются такие три цвета, каждый из которых не может быть получен смешением двух других.
Благодаря этому закону стало возможным описание цвета с помощью цветовых уравнений. Приняв в качестве линейно независимых цветов красный, зеленый и синий, можно выразить любой произвольный цвет с помощью уравнения
Где Ц — синтезируемый цвет; КК,33,СС — цветовые составляющие
Цвета Ц; К,3,С — цветовые координаты; К,3,С — единицы основных цветов.
Второй закон Грассмана (непрерывности). При непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно. Данный закон утверждает, что нет таких цветов, которые бы стояли особняком и к которым нельзя было бы подобрать бесконечно близкий цвет.
Третий закон Грассмана (аддитивности). Цвет смеси зависит только от цвета смешиваемых излучений и не зависит от их спектрального состава. Из этого закона следует, что если каждый из двух визуально одинаковых цветов смешивать с третьим, то независимо от спектрального состава этих двух цветов результирующий цвет в обоих случаях будет одинаковым. Например, при смешивании желтого излучения или смеси зеленого с X =546 нм и красного с X =700 нм, дающих также желтое излучение, с одним и тем же голубым излучением получаются два одинаковых цвета, не отличимых друг от друга.