Китай - образец конкурентного производства

Соперники либо партнеры?

Как Рф относиться к КНР: как к партнеру либо конкуренту? Это нужно рассматривать и с геополитической, и с экономической точки зрения. Поставляя вооружение Пекину, мы тем способствуем возникновению у себя на дальневосточной границе не только лишь сильного соседа, да и соперника на мировом оружейном рынке. Над этим и другими вопросами в эксклюзивном интервью «ВПК» размышляет заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн.

– Вячеслав Карлович, вы не так давно возвратились из Объединенных Арабских Эмиратов, где побывали на выставке вооружения в Дубае. Какие уроки, выводы и воспоминания вынесли?

– «Дубай аэрошоу» – наикрупнейший региональный аэрокосмический салон. Экспозиция, представленная там разными фирмами, оказалась довольно увлекательной. На этот раз основное внимание завлекли договоры на закупку штатских самолетов. Заключены две наикрупнейшие сделки года: ОАЭ с «Боингом» – на 18,5 млрд баксов (плюс 8 млрд – опцион) и Катара с консорциумом «Эрбас-Индастри» – на 8,5 млрд. Эмираты, как и Катар, собираются переоснащать собственный штатский воздушный флот, который, по их заявлению, мало устарел, и эти сделки можно считать по объему закупаемых машин показательными для выставки. Не считая того, они дают возможность осознать: как и куда двигается рынок авиатехники.

Со стороны Рф в «Дубай аэрошоу-2011» приняли роль 5 организаций, которые демонстрировали свою продукцию в одном из павильонов. Больший энтузиазм вызвали экспозиции Рособоронэкспорта и Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Воспользовались вниманием и изделия ОАО «Вертолеты России», двигателестроительной компании «Салют», производителя радионавигационных устройств – компании «Компас». Наш павильон во время его открытия посетил глава эмирата Дубай шейх Мухаммед, особо отметив, что Наша родина находится на выставке уже в десятый раз.

Коллаж Андрея Седоватых

Переговоры проходили раз в день и довольно активно. При этом не только лишь со странами Ближневосточного региона, да и с делегациями других стран. Сначала, естественно, вызвали энтузиазм вертолеты компаний Камова и Миля. Пристальное внимание к для себя завлекли и наши боевые самолеты.

Мы на данный момент проводим политику роли в настолько масштабных мероприятиях единой экспозицией. И когда к нам приходили наши партнеры, то переговоры проводились сходу по трем фронтам: самолетам марки Су, МиГ и учебно-тренировочному Як-130.

Показывались в Дубае и русские системы ПВО, сначала средней дальности – «Бук», «Тор», по которым также велись консультации. Договоры пока не подписаны, но я и не приверженец того, чтоб они заключались конкретно на салонах. Сначала они созданы для демонстрации продукции, показательных выступлений, а соглашения на закупку-продажу вооружения, военной техники должны кропотливо готовиться. И подписывать документы необязательно нужно на выставках. Тут же разговор велся быстрее о рекламной работе.

Вывод такой. Считаю, что русская экспозиция была довольно суровой и исходила из потребностей ближневосточного рынка, при этом не только лишь рынка ВВТ. К примеру, тот же «Салют» представил как движки для боевых самолетов, так и опреснительные, газоперекачивающие установки, другую технику. Повторю: мы не ограничивались только продукцией военного предназначения. Цель, которую ставили, была достигнута. Мы снова проявили, что Наша родина остается на ведущих позициях в авиационном двигателестроении и энтузиазм к нам не пропал.

– Как вы оцениваете перспективы разработок и производства орудия вместе с Китаем?

– Скажем прямо: Китай – суровая держава исходя из убеждений сотворения разных образцов вооружения. Довольно вспомнить выпускаемую в КНР технику сухопутных войск, авиационную и военно-морскую технику. Вопрос вами очень верно поставлен: мы вправду должны выходить на новый шаг в наших отношениях. А это поиск взаимовыгодного сотрудничества в сфере разработок и производства отдельных видов ВВТ.

Не тайна: мы сразу являемся и соперниками на разных рынках вооружения. Потому условились с нашими партнерами о поиске направлений взаимодействия, где могли бы не противоборствовать, а сотрудничать. Сначала на тех рынках, которые прибыльны обеим сторонам. И на данный момент есть темы, которые уже серьезно прорабатываются.

Хотя пока гласить о результатах, наверняка, еще рано, но такая работа ведется, взаимопонимание достигнуто. И думаю, скоро мы сможем выйти на рынки ВВТ с каким-то совместным продуктом. Сначала, может быть, военного кораблестроения, авиационным. При всем этом полагаю, кое-что полезное, передовое возьмем у наших партнеров, а они – у нас. Китайские коллеги не перестают гласить, что Наша родина – один из ведущих глобальных разработчиков и производителей ВВТ, потому, повторяю, они готовы с нами тесновато сотрудничать.

– Как в таком случае будет решаться неувязка защиты прав автора? Ведь тема эта, как мы знаем, довольно нездоровая для Рф?

– Да, был период, когда мы вправду бесконтрольно отдавали нашу умственную собственность и не получали за это никаких, так сказать, дивидендов. Но в последние лет 10 интенсивно ведем работу не только лишь с Китаем, да и со странами – бывшими участницами Варшавского контракта, куда в русские времена довольно интенсивно передавали лицензии на создание вооружения. Уже несколько 10-ов соглашений по защите умственной принадлежности с этими государствами у нас подписаны. Что касается КНР, то такое соглашение заключено в 2008 году. Его курирует и ведет «авторский надзор» за ним Министерство юстиции Русской Федерации. В рамках соглашения на данный момент формируются рабочие группы по его реализации.

Да, непременно, этот вопрос очень острый и больной для нас. Потому и впредь будем прилагать суровые усилия для того, чтоб обеспечить защиту прав наших разработчиков.

– А может быть ли возобновление ВТС с Китаем по боевым самолетам, в каком в недавнешнем прошедшем удалось достигнуть значимых результатов?

– В принципе это сотрудничество и не прекращалось. В 90-е годы было подписано соглашение о лицензионном производстве в Китае истребителей Су-27. Отчасти оно реализовано, хотя до сего времени остаются препядствия, которые требуют разрешения, и поиски компромиссов ведутся.

Не прерывалась поставка запасных частей, длилось оказание услуг по модернизации и доработкам авиатехники. Потому я бы не стал заявлять о том, что закончили сотрудничество с Китаем в данной сфере. И сначала по самолетам семейства Су-27, Су-30МК2, другим машинам.

После катастрофических событий в КНР, связанных с землетрясением, китайская сторона обратилась к нам с просьбой о поставке военно-транспортных самолетов, сначала Ил-76. Мы готовы были пойти навстречу. Но в связи с определенными неуввязками в их производстве сроки вероятной передачи двинулись на 2014 год. А китайцы вели речь о 2011–2012 годах. И все таки выход был найден. Мы отыскали вариант в рамках поставки из наличия – другими словами машин, которые уже эксплуатировались. Договор на 1-ые три самолета уже заключен. Более того, нами предложено еще несколько бортов. Так что работа и в этом направлении ведется довольно интенсивно.

– Но не вызовет ли рост поставок авиадвигателей Китаю остывания в военно-техническом сотрудничестве с Индией, так как КНР реэкспортирует эти движки в Пакистан?

– Дело в том, что реэкспорт Китай производит не только лишь в Пакистан, да и в целый ряд других государств. Речь – о легких истребителях JL-17. Но, во-1-х, эти самолеты по своим тактико-техническим чертам не могут соперничать с машинами, которые мы поставляем Индии, – Су-30 и Миг-29. Эти современные истребители составляют базу индийских ВВС, а поэтому гласить о каких-либо преференциях, которые получает, допустим, тот же Пакистан в рамках поставок из Китая, было бы некорректно.

Во-2-х, мы передали индийской стороне лицензию на создание движков РД-33. Другими словами на данный момент в Индии делаются движки с более высочайшей мощностью, превосходящие по своим характеристикам те, что Наша родина реализует Китаю.

Вот почему я не вижу тут каких-то суровых заморочек и осложнений. Китай торгует в согласовании со своими правилами. У китайцев собственный энтузиазм, у нас собственный. Поставляя движки КНР, мы тем сначала поддерживаем свою авиапромышленность.

– Какое место занимает на данный момент Китай в перечне импортеров русского вооружения по ранцу заказов? Какие программки, не считая поставок авиационных движков и вертолетов различного предназначения, реализуются на данный момент с КНР?

– На начало сегодняшнего столетия пришелся определенный период сотрудничества с Китаем, когда мы ограничивались только поставками запасных частей к боевой технике, отдельных видов боеприпасов, выполнением ремонтных работ. Но за последние два-три года объем ВТС значительно вырос. И на данный момент Китай, полагаю, находится в тройке ведущих государств – партнеров Рф в данной сфере. Наметились тут и ценности – авиационная тема, взаимодействие в кораблестроении, другие направления.

На данный момент взят курс на то, чтоб обеспечить бесперебойное сервис той техники, которая ранее нами поставлена, за счет сотворения сервисных центров. Уже прошли консультации по налаживанию обслуживания камовских вертолетов (на местности Китая) и кораблей ВМС КНР.

Подчеркну: Китай – очень суровая страна, которая разрабатывает и производит довольно много видов вооружения. Но для получения самых сверхтехнологичных образцов ВВТ как и раньше обращается к Русской Федерации. Остальное китайцы уже научились создавать сами, к примеру легкие истребители, которые я упоминал.

Очередное более принципиальное направление нашего взаимодействия – проведение совместных НИОКР и ОКР в интересах китайской индустрии. И это также длительный проект.

– Чувствуется ли горячее дыхание китайских товарищей за нашей спиной на латиноамериканском, африканском и азиатском рынках?

– Естественно, хоть какой рынок подразумевает конкурентнсть. Будь то штатская либо военная продукция. И Китай здесь не является исключением. Он выпускает довольно широкий диапазон вооружения, потому, как вы произнесли, горячее дыхание китайских товарищей мы чувствуем, в том числе на обычных для нас рынках – в Африке, Латинской Америке, Азии. Сначала идет речь о технике сухопутных войск, включая бронированные машины и авто. А в ближайшее время китайцы предлагают возможным покупателям легкие истребители, транспортные самолеты, вертолеты, средства ПВО средней дальности. В разработке этих видов ВВТ они также достигнули определенных фурроров.

Но тут нужно гласить не о том, кто кому мешает, а о том, какие необходимо делать выводы из этого. На мой взор, как раз такая конкурентность подстегивает наших российских производителей, вдохновляет находить новые формы сотрудничества, быть более гибкими в рекламной политике. Потому схожее соперничество лишь на пользу. Оно не позволяет нашим компаниям посиживать на древнем багаже, принуждает их разрабатывать новые эталоны ВВТ. Касается это и ценовой политики.

– Есть ли механизмы противодействия китайской практике нелицензионного копирования русского вооружения? Обширно, к примеру, известен пример нелицензионного производства в Китае нашего АКМ.

– Этот вопрос не один раз дискуссировался на разных уровнях. Я считаю, что подписание соглашения о защите умственной принадлежности, о чем говорилось ранее, является очень принципиальной и суровой нашей победой. Оно как раз и должно найти механизм защиты разработок русских производителей, позволяет нам действовать в этом более отлично и уверенно.

Нам импонирует также позиция наших партнеров, которые не опровергают необходимости поиска хороших путей решения препядствия, чтоб избежать обвинений в копировании и плагиате. Мы идем вроде бы на встречных курсах.

– Но кое-кто в Рф предлагает вообщем отрешиться от военно-технического сотрудничества с КНР по новым фронтам кроме выполнения уже подписанных договоров. Это было бы в наших интересах?

– Нужно учесть, что мы с Китайской Народной Республикой являемся стратегическими партнерами. ВТС только часть общего сотрудничества государств, хотя и очень принципиальная. Я приверженец продолжения его развития. Тем паче что есть полное осознание обеих сторон в том, что оно нужно.

Посоветовал бы тем жарким головам, требующим свернуть ВТС с Китаем, просто как надо все снова обмозговать и взвесить. Тем паче что просто не вижу тут сколько-либо сурового ущемления интересов русского оборонно-промышленного комплекса.

Главное – верно выстраивать свою внешнюю политику. Уметь отстаивать интересы российских производителей, понимая при всем этом, что военно-техническое сотрудничество должно быть прибыльно как Рф, так и Китаю. Это дорога с двухсторонним движением.

Личное дело
Дзиркалн Вячеслав Карлович

Фото: www.fsvts.gov.ru

Родился в 1954 году в Риге. В 1975-м закончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Я. И. Алксниса. Проходил службу на разных должностях в ВВС СССР. С 1980 года – в отдельном испытательном тренировочном авиационном полку особенного предназначения Научно-исследовательского испытательного центра подготовки астронавтов. В 1996-м прикомандирован к Муниципальному комитету Русской Федерации по военно-технической политике, потом к Министерству наружных экономических связей, Министерству торговли РФ. В феврале 2001 года возглавил Управление региональной политики Комитета РФ по ВТС с зарубежными государствами Федеральной службы по ВТС. Распоряжением президента РФ в декабре 2004 года назначен заместителем директора Федеральной службы по ВТС. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Дружбы. Генерал-лейтенант.

Добавить комментарий

Китай - образец конкурентного производства

Противостояние корейского и китайского автопромов

В глобальном мире выбор автомобиля не ограничивается географией проживания. Сегодня можно заказать доставку машины из любой страны мира. Главное – определиться в своих предпочтениях и финансовых возможностях. Компания Bex Aut …

Как устроена Китайская система производства?

Китайская система производства основана на многовековой истории индустриализации и производства. В прошлом, Китай использовал массовое производство для производства товаров с помощью малых и средних предприятий. В настоящее время, система производства …

Выгодная закупка оптового товара из Китая вместе с M3Cargo

Сейчас большинство предпринимателей находятся в поисках надежных поставщиков товаров из Китая. Важными критериями выбора являются оптимальные условия сотрудничества, качество предоставляемой продукции и приемлемые цены. Кроме того, закупка товаров оптом из …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.