Все о гофротаре и гофрокартоне
При производстве гофротары употребляются различные виды гофрокартона: для производства ящиков применяется трёх- либо пятислойный, а для вкладышей – более узкий двухслойный гофрокартон. Семислойная упаковка так высокопрочна, что полностью способна поменять древесную тару для крупногабаритных продуктов, запчастей, также ликёро-водочной продукции в стеклянных бутылках, в том числе и достаточно томных сувенирных вариантов. При производстве упаковки для маленьких продуктов и изготовлении маркетинговых POS-материалов – мониторов, воблеров, обычно употребляют двух- либо трехслойный микрогофрокартон.
Области использования
Гофротара обширно применяется для перевозки и хранения самой различной продукции. В неё упаковывают печенье и замороженные полуфабрикаты, напитки в стеклянной и пластмассовой посуде, бытовые приборы и автозапчасти. По собственному предназначению вся гофротара разделяется на три категории: потребительская, производственная и транспортная.
Потребительская упаковка – это та картонная тара, в какой продукция поступает конкретно к покупателям: упаковочные коробки, комфортные для транспортировки, обычно, имеющие лицевой слой с разноцветной печатью. Печать в этом случае содержит в себе заглавие компании-производителя, изображение находящегося снутри продукта и его свойства. Для пищевых товаров это состав, для промышленной продукции – заглавие и технические данные, нужные потребителям для правильного выбора продукта. Производственная гофротара создана для хранения нескольких персонально упакованных продуктов 1-го вида. Она может иметь одноцветную печать, несущую информацию о виде продукции. Транспортная тара нужна конкретно для перемещения обычно крупногабаритных продуктов. Нередко она снабжена дополнительными элементами в виде амортизаторов, вкладышей, обечаек. По размерам всю гофротару можно поделить на стандартную, выполняемую по ГОСТу, и неординарную, изготавливаемую по личным размерам заказчика.
Виды гофротары
На сегодня существует несколько главных видов гофротары и дополнительных частей для неё. Самым всераспространенным видом упаковки является гофроящик, представляющий из себя изделие из гофрированного картона с четырехклапанным дном и крышкой. Таковой вид упаковки употребляется как для крупногабаритной домашней техники, так и для более малогабаритных продуктов, в том числе и сувениров. Зависимо от вида продукции, при производстве гофроящиков употребляется трехслойный либо пятислойный картон, а модели тары из семислойного картона способны выдерживать нагрузки до 2 тонн.
Гофролоток – низкое изделие из гофрокартона, не имеющее крышки, и использующееся в главном для транспортировки скоропортящихся товаров. Но эта же модель тары обширно используются и для упаковки промышленных продуктов.
Гофроконтейнер состоит из дна, обечайки и крышки и употребляется для упаковки сыпучих продуктов, преформ и жидкостей. В последнем случае обычно применяется полиэтиленовый вкладыш, не позволяющий воды впитываться в материал короба. Днище и коробка делаются из трехслойного картона, а для обечайки употребляют более плотный пятислойный гофрокартон.
К вспомогательным упаковочным средствам относятся рессоры, вкладыши, обечайки, прокладки и решетки. Амортизатор из гофрокартона – плотный прокладочный материал, созданный для защиты хрупких изделий от наружных воздействий. Рессоры изготавливают изо листов гофрокартона методом их склеивания меж собой.
Вкладыш картонного ящика представляет собой лист картона с горизонтальными рилевочными линиями. Вкладыши помещают вовнутрь гофроящика либо коробки в качестве вспомогательного упаковочного средства. Обечайка создана для усиления стен упаковки по периметру. Обычно делается из плотных видов гофрокартона.
Составляющие гофрокартона
Слова «лайнер» и «флютинг» знакомы всем производителям гофрокартона и тары из него. Это - альфа и омега гофрокартона, его строй материалы. Определения кажутся так обычными и понятными, что мы уже не задумываемся над их значением и происхождением.
Лайнер
Лайнер (от англ. liner - прямой, ровненький, гладкий) - это обобщенное заглавие картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации (НД) термин «лайнер» отсутствует. Он перешел в наш лексикон из английских государств и, видимо, прижился навечно.
По систематизации FEFCO* лайнеры разделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Крафт-лайнер (от нем. kraft - сила) - это картон, состоящий более чем на 80% из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% - неважно какая смесь из первичных волокон (целлюлозы различных методов варки, полуцеллюлозы, древмассы, макулатуры, травы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, но, чтоб называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть наименьшим.
В интернациональной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (приобретенной сульфатным методом), также именуют топ-лайнером.
Крафт-лайнер - это мультислойный материал. Количество слоев колеблется от 2-ух до восьми зависимо от способностей картоноделательной машины. В большинстве случаев создают двухслойный крафт-лайнер - базисный карий слой состоит из вторичного волокна, а внешний слой, в главном, из длинноволокнистых первичных волокон.
Крафт-лайнер, обычно, употребляют для производства изделий и тары с завышенными требованиями к механическим показателям.
Тест-лайнер также мультислойный материал. Он делается, в главном, из числа тех же компонент, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно внешний слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; различные добавки присваивают тест-лайнеру особые водоотталкивающие, морозоустойчивые, противокоррозионные и др. характеристики.
ГОСТы
Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ 7420, где марка картона К-1 - высшей, К-2 и К-3 - первой категории свойства.
Интернациональная практика подразделяет лайнер на:
К (kraft) - лайнер, состоящий из целлюлозных волокон;
Т2 (test 2) - лайнер, состоящий из отчасти переработанных волокон;
Т (test 3) - лайнер, волокнистая композиция которого стопроцентно состоит из вторичных волокон;
С (chip) - лайнер на базе макулатуры;
BW (fully bleached white) - крафт-лайнер из беленой целлюлозы;
WT (white top) - лайнер из вторичных волокон с верхним мелованным слоем;
MK (mottled kraft) - крафт-лайнер белоснежного цвета с вкраплениями;
OY (oyster) - крапчатый тест-лайнер.
Для лайнеров нормируемыми являются характеристики: сопротивление продавливанию, торцовому сжатию, излому в поперечном направлении.
Флютинг
Термин «флютинг» также, как и «лайнер», в НД не бытует. Но, уже достаточно издавна он крепко вошел в обиход людей, связанных с гофроиндустрией. Официальное заглавие флютинга согласно ГОСТ - «бумага для гофрирования, созданная для производства гофрированного слоя гофрированного картона».
На Западе флютингом именуют бумагу для гофрирования, произведенную из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В главном, это масса, приобретенная методом неглубокой хим обработки хвойной древесной породы. Бумага для гофрирования, практически на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), именуется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, потому в волокнистой композиции веленштоффа все равно находится некий процент первичного волокна, что обеспечивает твердость флютинга.
Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими чертами, к которым выдвигают не настолько жесткие требования.
Флютинг отличается тривиальной грубостью поверхности на ощупь и наименее эстетичен с виду, т.к. он предназначен для производства внутреннего слоя гофрокартона. В большинстве случаев состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые употребляются для производства тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Но, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, важнейшую роль - гофр воспринимает на себя основную нагрузку, и конкретно от технических черт бумаги для гофрирования зависят амортизационные характеристики гофрокартона и тары из него.
ГОСТы
Бумага для гофрирования должна соответствовать требованиям ГОСТ 7377, согласно которого это бумага-основа, применяемая для внутреннего слоя гофрокартона. Она делается марок Б-0, Б-1, Б-2 и Б-3. Флютинг марки Б-1, в главном, делается из сульфатной небеленой целлюлозы; Б-2 - в большей степени из консистенции сульфатной небеленой целлюлозы и других ненормированных материалов; Б-3 - из ненормированных волокнистых материалов.
Так как бумага для гофрирования употребляется для производства внутреннего слоя гофрированного картона, ее физико-механические характеристики должны обеспечивать размеренное качество при возникающих статических и динамических нагрузках (при складировании, штабелировании, хранении и т.д.) и ,главное, обеспечивать сохранность гофра.
Бумагу для гофрирования нормируют показателями: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Главные отличия меж лайнерами и флютингами различных производителей зависят от сырьевой базы, технологии производства, конечного назначения материала и т.п.
Материал подготовлен на базе статей журнальчика «Картон и гофрокартон»