Понятие организационно-управленческой деятельности
Оргуправление содержит в себе три разных вида деятельности, а конкретно: Компанию, Управление и Управление. Это самостоятельные виды деятельности, которые имеют дело с разными объектами, употребляют разные инструменты и средства и, соответственно, используются в разных ситуациях. Но до того как мы перейдем к рассмотрению данных видов деятельности, нужно сказать о том, что такое деятельность и чем она отличается от работы.
Главных различий два:
1-ое. В отличие от работы деятельность всегда коллективна. Работа персональна. Имеется в виду коллективность деятельности профессионалов, а не исполнительного персонала, работающего по личным заданиям с фиксированными продуктами и средствами работы.
Разглядим это на примере. Естественно, некоторая работа может производиться несколькими людьми - рытье ямы. Но эти несколько человек делают одну функцию – роют, соответственно для выполнения данной работы (по функции) требуется один спец – землекоп, а сколько людей на физическом уровне будет делать работу (один либо 10) уже непринципиально.
Другой пример: перевозка грузов. Для того чтоб оказывать эту услугу, нужно роль нескольких профессионалов: логиста, диспетчера, работников склада, водителей, механиков, грузчиков и т.д. Они все делают различные функции, потому и появляется коллективная деятельность.
В связи с тем, что деятельность всегда коллективна, она потребует компанию, т.е. должен быть некто обеспечивающий согласованную активность всех профессионалов – участников коллективной деятельности.
2-ое. Деятельность имеет дело с ситуацией, поточнее деятельность разворачивается в ситуации, в отличие от труда, который имеет дело в большей степени с вещами. Под вещью предполагается то, что можно «пощупать руками», «увидеть глазами» и включить в операцию, заданную нормами и правилами.
Ситуация, как и труд, может нормироваться. Но ее сущность состоит в противоречивости и несовместимости разных норм, которыми руководствуются разные участники коллективной деятельности.
Сейчас перейдем к оргуправленческой деятельности. Как уже говорилось выше, в ней необходимо различать три отдельных вида деятельности. Разглядим любой из их.
1. Организация
Устроитель делает процессы деятельности и соединяет воединыжды их в систему. При этом, работает он «с нуля», т.е. с того момента, когда определена 1-ая постановка цели. После чего начинается строительство системы деятельности, как механизма либо устройств по достижению цели. Устроитель конструирует процессы, прописывает функции, делает многофункциональные места, определяет промежные и конечный итог – продукт, делает многофункциональную структуру - определяет, какие спецы необходимы для выполнения тех либо других работ, и как будет скооперировано их взаимодействие.
Устроителю необходимо сделать две главные вещи:
- представить будущий объект (в этом случае объектом является деятельность).
- обмыслить, как организовать воплощение этих представлений в жизнь.
Соответственно, главным методом его деятельности (подходом) являются проектирование. На шаге организационного проектирования устроитель производит привязку проекта к материалу. Результатом его деятельности является готовый проект со схемой его реализации.
2. Управление
После того, как сотворен проект и разработан организационный проект, его необходимо реализовывать. Тут и возникает управляющий. Объектом деятельности управления является персонал. Его задачка – обеспечить выполнение определенными работниками поставленных перед ними задач.
Что непосредственно делает управляющий?
- Определяет требования к данным устроителем многофункциональным местам, т.е. какими познаниями, умениями и способностями должен владеть человек, чтоб делать ту либо иную функцию.
- Обеспечивает подготовку профессионалов под выполнение тех либо других функций (не готовит сам, а обеспечивает подготовку, т.е. разрабатывает и вводит систему подготовки и переподготовки кадров).
- Обеспечивает выполнение персоналом определенных работ отменно и в срок.
- Обеспечивает взаимодействие разных профессионалов.
- Определяет кадровую политику и структуру, системы мотивации, регламенты работ и т.д.
Главным методом деятельности управляющего является планирование. План является инвентарем, как организации определенных работ, так и контроля их выполнения. Планы бывают разных видов, но в любом случае план определяет виды выполняемых работ, ответственных за выполнение и сроки выполнения.
3. Управление
Проект (картина грядущего объекта, в нашем случае деятельности) является искусственной компонентой, сделанной в мышлении устроителя и его штаба. Как начинается его реализация, возникает естественная компонента. Две эти составляющие – искусственная и естественная, влияют друг на друга, в итоге чего проект может изменяться, корректироваться, разрушаться. Потому нужно осознанное вмешательство — управление этими процессами. Это делает управленец.
Управление осуществляется только движением, действием, протекающим процессом. Управлять тем, что не включено в процесс, нельзя, точно так же, как нельзя управлять автомобилем, пока он стоит, — управляют не автомобилем, а его движением. Работа управленца проходит в большей степени в мышлении. Он не работает с материалом, не работает с людьми. Объектом управленца является ситуация, представленная как схема противоречивых целей, несогласованных средств, товаров. Эти рассогласования и нестыковки безизбежно появляются в процессе реализации и предстоящего функционирования управляемой системы деятельности.
Управленец «держит» целое, лицезреет как искусственную, так и естественную его составляющие и приводит в соответствие одно с другим.
В связи с тем, что управленец не работает с материалом, ему нужен особенный подход, отличающийся от проектирования и оргпроектирования, — программный подход. Программированием деятельности (не путать с математическим программированием) занимается особенная штабная функция при управленце — программер. Программирование задается последующей структурой:
- Определение и переопределение объекта,
- Целеполагание и корректировка целей,
- Ситуационный анализ (до определения проблемной ситуации) и анализ ставшей ситуации,
- Постановка задач и их решение.
Зафиксированный после окончания цикла программирования набор целей, схема объекта, ситуации, как описания средств и целей деятельности различных профессионалов, включенных в коллективную деятельность и, в конце концов, набор подлежащих реализации задач, объединенных в план — все это является программкой и представляет собой основной инструмент деятельности управленца. Зависимо от того, где временно остановлен процесс программирования, различают программки целей, программки постановки и решения заморочек и программки задач.
Эти три вида деятельности (управление, организация и управление) в совокупы и задают оргуправленческий подход. Каждую из их может делать отдельный человек. Кто-то является в чистом виде устроителем, кто-то управляющим, а кто-то «чистым» управленцем. Может быть, что эти функции делает один человек. Тогда он должен верно различать эти виды оргуправленческой деятельности и, зависимо от ситуации, использовать специальные для каждого вида инструменты. Это нужно делать и при разделении функций меж ТОП-менеджерами компании. Человек может быть восхитительным управляющим, но при всем этом не может делать функции управленца либо устроителя, и напротив.
Вторую часть статьи мы посвятим неким нередко возникающим вопросам. Для удобства чтения все три позиции: устроителя, управляющего, управленца - мы будем обозначать одним словом оргуправленец.
Как осознать, может ли человек занимать позицию оргуправленца?
Сначала, следует сказать, что оргуправленец это не штатная должность в организационно – административной структуре компании. Оргуправленец – это деятельностная позиция, которую может занимать хоть какой человек (собственник, директор, какой-нибудь спец).
Чтоб ответить на этот вопрос, необходимо осознать, чем занимается оргуправленец. Выше мы перечислили разные составляющие сложной деятельности оргуправления: организация, создание процессов, целеполагание, анализ. Но ради чего это делается? Ради развития. Оргуправленец обеспечивает развитие. За счет чего он это делает? Он выявляет проблемные ситуации и производит средства по их разрешению. Нужно объяснить, что предполагается под проблемной ситуацией. В данную категорию попадают ситуации, с которыми ранее не сталкивалась компания и ситуации, которые не имеют узнаваемых методов решения. Это может быть совсем новенькая ситуация, которая появилась в связи с переменами рынка, социально-экономической ситуации, возникновением новых законодательных актов. Это может быть ситуация, связанная с новым витком развития компании, освоением нового рынка, расширением компании. Ситуация всегда уникальна, она существует «здесь и теперь», и никогда не повторяется.
Оргуправленец, сначала, работает с ситуациями. Он ситуации преобразовывает, меняет и приводит их к хотимым состояниям через проектно-целевой подход. Работа оргуправленца не является производственной, потому регламентировать работу оргуправленца, как это делают с исполнительским персоналом, нереально.
Оргуправленец не нуждается в постановке задач и не ожидает, что задачки будут ему спущены по иерархии подчинения. Он сам лицезреет цель, без помощи других сформировывает принципные задания, ставит задачки и продумывает их решение. Это и есть основная отличительная черта оргуправленца. Ему следует знать направление движения, он должен созидать беспристрастную (естественную) составляющую динамики ситуации. А далее оргуправленец уже без помощи других организует свою деятельность и деятельность управляемой системы.
Оргуправленцем может быть человек, который обладает последующими умениями:
- Оценка и анализ ситуации.
- Построение акта деятельности (т.е. организация собственного деяния).
- Обеспечение адекватности акта деятельности ситуации.
Эти три элемента образуют целое, которое лежит в базе компетенции оргуправленца.
Как оценить эффективность работы управленца?
Сначала стоит отметить, что идет речь об организационной эффективности, а не об экономической. Неудовлетворительные экономические характеристики деятельности компании на определенном шаге могут быть следствием действенных действий оргуправленца по реорганизации ее деятельности.
Оргуправленец отвечает за ЦЕЛОЕ, а не за отдельные составляющие. Приведем пример. Представим, в компании существует несколько отделов. Работа каждого отдела удовлетворительна, а общего итога нет. К примеру, отдел продаж работает нормально – приносит заказы, и выходит, что отдел, как бы, работает отлично. Но заказы эти таковы, что другие отделы, не могут их выполнить, или делают с большенными издержками. Появляется проблемная ситуация, хотя менеджеры отдела продаж возражают, – мол, мы свою работу исполняем, это вы не сможете совладать. Задачка оргуправленца — так организовать работу всех отделов, подразделений и профессионалов, чтоб они все согласованно работали на общий итог, и компания в целом работала отлично.
Организационная эффективность определяется достижением результатов, заложенных в стратегии развития, зачем нужна слаженная работа всех подразделений и профессионалов. Их деятельность должна быть организована с учетом интересов, сложностей и способностей друг дружку. Только тогда возникает целое, за которое и отвечает оргуправленец.