Пневмопочта: вчера, сейчас, завтра…
Время от времени бывает любопытно заглянуть в прошедшее, и прочесть прогнозы футурологов тех пор, делающих ставку на ту либо иную технологию, которая в последствии или развивается, или погибает. Увлекательным с этой точки зрения является таковой пользующийся популярностью и сейчас метод коммуникаций, как пневмопочта.
Пневмопочта представляет собой транспорт для перемещения с помощью потока воздуха особых капсул с корреспонденцией и маленькими предметами по системе трубопроводов. Обычно пневмопочта действует в границах 1-го строения либо, что встречается не настолько нередко, — 1-го городка.
Начнем наш рассказ о пневмопочте с маленького экскурса в историю. 1-ое упоминание о системе транспорта, похожей на пневмопочту, встречается еще в дальнем 1792 году. В то время на 50-метровой колокольне Венского Собора Святого Стефана была построена труба, по которой с помощью сжатого воздуха передавались письменные сообщения о пожарах, увиденных в городке.
Изобретение пневмопочты связывают с именованием изобретателя почтовой марки — Роуландом Хиллом, который в 1836 году предложил проект перемещения почтовых сообщений через систему подземных труб. Но его увлекательная мысль была воплощена в жизнь исключительно в 1854 году в Лондоне. Линия пневмопочты в 200 метров соединяла здание фондовой биржи с городским телеграфом. А спустя 8 лет была запущена линия меж английским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден.
Но тогдашняя разработка была очень неидеальной, полосы очень нередко ломались, потому их скоро закрыли. Все же, это было только началом — в той либо другой мере проект показал себя с положительной стороны. Пневмопочта как средство оперативной доставки сообщений была очень презентабельна, и в 1862 году, после усовершенствования проекта, в эксплуатацию были введены еще несколько линий. Скорость пересылки сообщений по тем временам была практически революционной — патрон с сообщением преодолевал расстояние в 300 метров за 10 секунд. Конечно, телеграф мог бы сделать это резвее, но вот только оригинал документа либо, допустим, несколько монет по нему не перешлешь, ну и его внедрение было далековато не всегда комфортным. Поэтому прямо за Англией изобретение начали использовать и другие страны.
В Берлине к 1875 году пневмопочта соединила 15 почтовых отделений. При всем этом наибольшая длина участка пневмопочты составляла 12 км, который контейнер преодолевал за 35 минут. В Париже пневмопочта получила еще больший размах — она соединила все отделения почты и телеграфа, а общая длина линий передачи составляла около 500 км.
Пневмопочта была также в Италии, во Франции и в Австрии, и даже в Рф. Она удачно использовалась на неких почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга, но действовала только снутри построек.
К началу XX века пневмопочта распространилась по всему миру. Но технический прогресс, изобретение телеграфа и телефона снизили значение картонной корреспонденции и необходимость ее срочной доставки. Последние работающие пневмопочты были в Париже и Лондоне. Последней городской системой пневмопочты, сохранившейся до наших дней, является Пражская, которая работала с 1889 года. Обладатель этой пневмопочты, Telefonica O2 Czech Republic, так и не сумел отыскать покупателя, который сумел бы вернуть её после разрушительного для многих городских сетей Европы наводнения в 2002-м году, и на данный момент равномерно восстанавливает ее без помощи других. Вернуть 55 км труб, компрессорные и коллекторные станции, плотность всей системы…
Выгоды использования пневматической почты явны: почтовые авто в часы пик могут двигаться по Праге со скоростью меньше 20 км/ч. Капсулы «летят» по трубам еще резвее, при этом в хоть какое время суток. К тому же, электричество, потребляемое пневматическими установками, обходится куда дешевле, чем горючее для автомобилей.
Большой популярностью пневмопочта пользуется в Америке, где в 1892 году в Филадельфии выстроили первую линию — меж зданиями биржи и головного почтамта. Вобщем, ничего необычного — для биржи оперативный обмен инфы был в особенности важен. На доставку каждой капсулы из головного почтамта на биржу (расстояние 0,5 англ. мили) затрачивалась 1 минутка, а на оборотный путь — 65 секунд. Пневмопочта соединяла также главный почтамт со станцией Пенсильванской стальной дороги. Тут расстояние в 1 милю преодолевалось за 1 минутку 25 секунд. Скоро пневмопочта для доставки писем появились в Бостоне и в Нью-Йорке. 8-дюймовые трубы были подведены к столам для штемпелевания и сортировки писем, при этом капсулы вмещали по 600 писем. Разветвленная сеть пневмопочты, сделанная в Нью-Йорке, соединяла главный почтамт и почтовые отделения. Протяженность большего участка составляла 5600 метров, которые почта проходила за 7 минут. Раз в день средством пневмопочты пересылали до 3 тонн корреспонденции.
Пневмопочта, не считая прямого собственного предназначения, предлагалась и для совсем умопомрачительных вариантов использования в качестве метода пересылки. Так, на Американской Научной Выставке в Нью-Йорке в 1867 году был продемонстрирован макет пневматического метро — по трубе 32,6 м в длинноватой, 1,8 м в поперечнике сжатым воздухом передвигался типичный «вагон» с 12 пассажирами. Несколько лет спустя, вправду, в Нью Йорке таковой проект был воплощен в жизнь — линия длинноватой 95 метров была построена под Бродвеем. Правда, просуществовала она всего несколько месяцев, и скоро была закрыта.
Проектов, схожих этому, равно как и проектов пневматических лифтов, было огромное количество, но большая часть из их были признаны экономически нерентабельными и их разработка была заброшена.
Вошедшая в употребление в 19-м столетии пневмопочта стала символизировать технический прогресс и многие футурологи пророчили этой технологии огромное будущее. Многие считали, что она будет употребляться и развиваться далее. Это отыскало отклик и в футулогической литературе тех пор. Жюль Верн в собственном «Париже в 20 веке» обрисовывает пневмопоезда, пересекающие океаны. А в «Двадцатом веке» Альберта Робида подобные поезда стопроцентно поменяли обычный жд транспорт. И схожих примеров можно привести еще большущее огромное количество.
В 1888-м году Эдвард Беллами в собственной утопической новелле «Смотрящий назад» обрисовывает мир 2000-х как мир, охваченный трубами пневмопочты, которая вытеснила магазины и доставляет все нужные потребителю продукты по запросу в капсулах.
Нелишним будет также упомянуть, что, за счет того, что пневмопочта более нередко применялась в больших корпорациях, то кроме прогресса, она стала ассоциироваться с бюрократией. Часто при помощи пневмопочты показывали бумажную путаницу, царившую в схожих корпорациях. При этом, это клеймо сохранилось и до настоящего времени — вспомнить только, к примеру, кинофильм Терри Гильяма «Бразилия» либо же сериал «Футурама».
К 50-м годам XX века пневмопочту фактически стопроцентно вытеснили современные средства обмена информацией. Все же, пневмопочта употребляется и на данный момент, но только как средство передачи документов в границах построек больших компаний. Например, пневмопочта просто нужна в банках, где требуется пересылка оригиналов документов, либо в больших лабораториях для доставки проб на анализ, в неких правительственных учреждениях, торговых гипермаркетах (но не для доставки продуктов потребителям, как подразумевал Эдвард Беллами, а для сдачи выручки в кассах).
Может быть, и эти, оставшиеся островки использования пневмопочты скоро уйдут в историю – документооборот в банках станет стопроцентно электрическим, большая часть платежей будет осуществляться по кредитным карточкам и про хрустящие купюры все забудут?
А может быть, в ближнем будущем, системы пневматопочты будут неподменным методом транспортировки, и не только лишь документов? Либо пневмопочта станет-таки неотъемлемой частью автоматизации рабочего процесса, которая способна обеспечить безопасность, высочайший стиль и экономию рабочего времени.