Минимизация рисков по уголовной ответственности юридического лица
Он принят 23 мая 2013 г., вопреки недовольству многих представителей бизнеса, юристов и иных профессионалов. Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 г.
Благодаря новаторствам юридическое лицо становится всеполноценным участником уголовного производства и будет нести уголовщину за деяния, совершенные от имени и в его интересах физическим лицом.
Законом предусмотрена ответственность юридических лиц за последующие совершенные правонарушения:
- легализацию (отмывание) доходов, приобретенных криминальным методом (ст. 209 Уголовного Кодекса Украины (дальше УК));
- финансирование терроризма, террористический акт либо вовлечение, призывы к совершению такого, создание террористической группы либо террористической организации (ст. 258-258-5 УК);
- внедрение средств, приобретенных от нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, ядовитых либо сильнодействующих веществ, фармацевтических средств (ст. 306 УК);
- получение взятки, нелегальное обогащение, коммерческий подкуп должностного лица либо лица, которое предоставляет общественные услуги, предложение либо дача взятки, злоупотребление воздействием (ст. 368-369-2 УК).
Правонарушения, за которые предусмотрена ответственность юридических лиц, закреплены в УК, но, к огорчению не закреплено, каким образом будут связываться деяния представителя предприятия – конкретно с действием предприятия. Сейчас отсутствуют регламентированные признаки, которые могут свидетельствовать о том, что уголовное правонарушение совершено конкретно в интересах юридического лица. А означает, этот нюанс видимо станет более спорным в судебной практике.
К юридическим лицам могут применяться последующие меры уголовно-правового нрава:
штраф в размере от 5 до 75 тыщ необлагаемых минимумов доходов людей; конфискация имущества;
ликвидация юридического лица, в случае совершения злодеяний, предусмотренных ст.258-258-5 УК.
Обозначенные выше меры уголовно-правового нрава могут быть использованы трибуналом не ко всем юридическим лицам. Ответственность не предусматривается у муниципальных органов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, организаций, сделанных ими в установленном порядке, которые стопроцентно содержатся за счет соответственно госбюджета либо местного бюджета, фондов общеобязательного муниципального соцстрахования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, также интернациональных организаций.
Нельзя бросить без внимания последующие факты. С одной стороны - Закон принят в ответ на требование Евросоюза, привести наше законодательство в соответствие с международными нормами в сфере противодействия коррупции, терроризму, отмыванию средств. С другой стороны - часть вероятных субъектов коррупционных злодеяний, а конкретно органы власти освобождены от этой ответственности. С третьей стороны - международные нормы не требуют каких-то преступных санкций в отношении юридических лиц. Тогда закономерно появляется вопрос: какая конкретно цель преследовалась в принятии данного Закона?
Продолжение статьи читайте тут!