История резины. Часть 2-ая. От изобретения искусственной резины до наших дней
Начало статьи
Время текло. Спрос на резину все рос, и было понятно, что имеющиеся плантации гевеи удовлетворить весь спрос на нее не в состоянии. К началу двадцатого века из резины выполнялись самые различные изделия для индустрии и для быта: различные резинотехнические изделия, транспортерные ленты конвейеров и электроизоляция, «резинки» для белья, резиновая обувь, детские воздушные шары и т.д. Но основное применение этот материал получил с изобретением и распространением резиновых экипажных, а потом авто шин. Для всей этой продукции использовалась так именуемая вулканизированная резина. При всем этом каучук обрабатывался сероватой, а потом подвергался термический обработке. Материал выходил устойчивым к разным воздействиям, эластичным и крепким.
У натурального каучука был только один недочет: каучук был привозным, импорт обходился очень недешево. Потому было предложено два главных варианта решения трудности: 1-ый - изыскание каучуконосных растений; 2-ой - создание синтетического каучука.
В Русском Союзе шел массированный поиск растений-каучуконосов, перечень которых в конце концов составил более 900 видов. Каучук из этих растений числился не ужаснее добытого из гевеи. Такие растения выращивали на полях Рф, Украины, Казахстана, но с повышением производства синтетического каучука выкармливание каучуконосов было прекращено.
Похожие на каучук материалы были добыты из изопрена, метилбутадиена, дивинила. Исследования шли сразу в нескольких более богатых странах - в Рф (позднее - в Русском Союзе), в Германии, в Великобритании. Наука шла по стопам природы: поначалу было надо получить полимер диеновых углеводородов, а потом синтезировать из их каучук.
В 1926 году Русское правительство объявило глобальный конкурс на создание искусственного каучука в сельскохозяйственной технике, при этом выдвигались 3 условия:
1) сырье должно быть дешевеньким;
2) качество синтетической резины должно быть не ужаснее натурального;
3) срок до представления результатов разработок - 2 года.
Этот конкурс выиграл С.В.Лебедев. Из обычного картофеля он добыл спирт, из спирта - дивинил, а из него - каучук. Это, естественно, был прорыв. Но стопроцентно делему нехватки каучука для производства резинотехнических изделий он решить не мог: на изготовка одной авто шины должно было уйти до 500 кг картофеля! Позднее ученые усовершенствовали изобретение Лебедева и начали создавать дивинил из природных газов.
15 февраля 1931 года газеты всего мира сказали, что в СССР выпущена 1-ая большая партия искусственного каучука. Ни Германия, ни Великобритания тогда не были готовы предложить собственный вариант решения этой промышленной трудности. Любопытно, что Т. Эдисон в собственном интервью так оценил это событие: «Известие о том, что Советы достигнули фурроров в производстве синтетического каучука из нефти, неописуемо. Этого нельзя сделать. Я бы даже произнес больше: весь этот отчет является фальшивкой. На основании моего собственного опыта и опыта других на данный момент нельзя сказать, что получение синтетического каучука вообщем когда-нибудь будет успешным».
Но завод синтетического каучука в Ярославле вправду выпустил первую партию продукции в 1932 году. С 1951 года в производстве каучука для резинотехнических изделий начали обширно употребляться продукты переработки нефти. С того времени синтетический каучук превосходил натуральный по прочности, хим и температурной стойкости. Единственный его недочет - наименьшая упругость - также с течением времени был устранен.
Натуральный каучук все еще очень популярен, и употребляется, в главном, в производстве крупногабаритных шин, прочных маленьких изделий, противокоррозийных покрытий котлов и труб, и т.д..
Синтетический каучук по главным чертам не уступает натуральному, и употребляется для производства резинотехнических изделий, прорезиненных тканей и другой продукции, без которой мы уже не представляем собственной жизни.