Исповедь налогоплательщика по форме 20-ОПП
В ближайшее время налоговая безотступно просит всем исповедаться по Форме-20-ОПП. Должен ли бизнесмен, либо предприятие, подавать ф.20-ОПП об объектах, имеющихся по состоянию на 01 января 2011 г.? Когда подавать Форму 20-ОПП? Какой штраф предусмотрен за неподачу ф.20-ОПП? Эти и ряд других вопросов стали сейчас в особенности животрепещущими.
Налоговые органы свои требования о необходимости подачи с 01 января 2011 г. ф. 20-ОПП налогоплательщиками доказывают п. 63.3. НКУ и разд. VIII Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ № 3979 от 22.12.2010 г.
Идет речь об обязанности юридических лиц (их обособленных подразделений) и самозанятых лиц уведомлять формой 20-ОПП органы ГНС об имуществе и действиях (объектах налогообложения), в связи с которыми у их появляются обязанности по уплате налогов и сборов. Такими объектами может быть хоть какое неподвижное имущество, оборудование, тс, также открытие обособленных подразделений. Главный аспект - при их наличии у плательщика появляется определенная налоговая обязанность. Рекомендованный список типов этих объектов обнародовала ГНАУ на собственном веб-сайте (http://www.sta.gov.ua), также он должен показаться на информационных щитах органов ГНС. Навязывается вывод, коль существует список объектов, рекомендованный налоговиками, то налогоплательщик может ссылаться на данный список и не подавать информацию о иных объектах, не включенных в рекомендованный список.
Налоговики настаивают на том, что уведомлять необходимо не только лишь о вновь сделанных и зарегистрированных объектах, да и о тех объектах, которые появились у налогоплательщика до 01 января 2011 г. Не считая того, налоговики говорят, что форму 20-ОПП должны подавать все налогоплательщики без исключения, т.е. и юридические лица и предприниматели. Мировоззрение налоговиков по данному вопросу изложено в Единой базе налоговых познаний в подразделе 040.07 - «особенности учета плательщиков налогов по отдельным налогам».
На наш взор, подача ф. 20-ОПП налогоплательщиками по объектам до 01.01.2011 г. не неотклонима, так как НКУ по данных объектах особенных переходных положений не содержит. А в общем порядке подавать извещение нужно только при появлении конфигураций состояния обозначенных объектов или их прекращения.
Обычно налогоплательщик имеет одно место учета в ГНИ, а конкретно - по собственному местопребыванию. Но если обязанности по предоставлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/либо начислению, содержанию либо уплате (перечислению) налогов, сборов появляются на местности другой административно-территориальной единицы, то он должен стать на учет в органе ГНИ, к юрисдикции которого относится такая территория. К примеру, предприятие состоит на учете в одной из районных налоговых инспекций г. Киева и открыло магазин в Одессе, на работу в который наняло работников, живущих в г. Одесса. Тогда у него возникнет обязанность по уплате НДФЛ в местный бюджет, и сразу оно должно стать на учет в местной налоговой инспекции. И даже не непременно, чтоб этот магазин был зарегистрирован как филиал либо другое обособленное подразделение.
Стать на учет по неосновному месту необходимо в течение 10 рабочих дней после сотворения обособленного подразделения, регистрации движимого либо неподвижного имущества или открытия объекта либо подразделения, через которые осуществляется деятельность либо которые подлежат налогообложению либо связаны с ним. Для этого необходимо подать регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП либо ф. № 5-ОПП с отметкой "Учет по неосновному месту учета". Судя из имеющихся норм законодательства, стать на "Учет по неосновному месту учета" для налоговиков сейчас недостаточно, необходимо к тому же подать ф. 20-ОПП.
Итак, плательщики должны уведомлять об объектах налогообложения органы ГНС по местопребыванию этих объектов с помощью Извещения по ф. № 20-ОПП. На это отведено 10 рабочих дней после регистрации, сотворения либо открытия такового объекта. Более того, даже при изменении типа, наименования, местопребывания либо состояния объекта налогообложения плательщикам также придется подавать это Извещение с освеженной информацией (п.п. 8.4,8.5 Порядка № 979). Извещение по ф. № 20-ОПП подается в количестве, достаточном для предоставления сведений обо всех объектах налогообложения. При первом представлении в извещении отмечаются все объекты налогообложения. При последующем предоставлении отмечается новый объект налогообложения либо объект, относительно которого происходят конфигурации. При всем этом в случае конфигурации предназначения объекта налогообложения либо его перепрофилирования информация о таком объекте налогообложения предоставляется в извещении 2-мя строчками, а конкретно: в одной строке указывается информация о закрытии объекта налогообложения, предназначение которого меняется, во 2-м - освеженная информация об объекте налогообложения, который сотворен либо открыт на базе закрытого.
Навязывается вывод, предоставление ф. 20-ОПП должно быть конкретно связано с теми объектами, в отношении которых появляется обязанность становиться на учет. Подавать сведения о всех объектах, находящихся на тех либо других правовых основаниях (право принадлежности, аренда и прочее) у налогоплательщика, необходимости нет.
Не стоит забывать и о том, что информацией о схожих объектах с органами ГНС будут делиться органы гос регистрации, исполнительной власти и местного самоуправления (ст. 72 НКУ). Вся эта информация будет оседать в Едином банке данных юридических лиц либо Реестре самозанятых лиц. Ее налоговики будут «отрабатывать» и использовать для выполнения собственных функций и задач.
Исходя из вышеуказанного, логически появляется вывод, что нет необходимости подавать ф. 20-ОПП относительно тех сведений, по которым установлен особый порядок. Но совершенно точно утверждать можно только при обнародовании представления налоговиков по данному вопросу.
Обращаем внимание, Извещение по ф. 20-ОПП не является отчетом, а носит форму извещения налоговой службы. Налоговики стараются квалифицировать неподачу ф. 20-ОПП как нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в органах ГНС.
В согласовании с п. 117.1 ст. 117 г. ІІ НКУ непредоставление в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений либо документов для взятия на учет, регистрации конфигураций местопребывания либо внесения других конфигураций в свои учётные данные, в согласовании с требованиями установленными НКУ, - манят за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 170 гривен, на юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц либо юридических лиц, ответственных за начисление и уплату налогов в бюджет во время выполнения контракта о совместной деятельности, - 510 гривен. В случае неустранения таких нарушений либо за те же деяния, совершенные в протяжении года повторно - манят за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 340 гривен, на юридических лиц - 1020 гривен. Веселит только тот факт, что штраф применяется разово (либо повторно), а не за каждый факт неуведомления.
Необходимо подчеркнуть, что форма 20-ОПП составлена таким макаром, что информацию, к примеру об арендованном складе, нужно подавать и собственнику, и арендодателю (если он не является собственником), и арендатору. С таким подходом, подачу ф. 20-ОПП можно рассматривать как «перепись населения», при этом в перепись попадают все объекты, о которых докладывает или сам налогоплательщик, или его контрагент. Такая перепись станет комфортной базой данных в арсенале налоговиков. И что умопомрачительно, почти всегда данные переписи будут формироваться на данных самих налогоплательщиков. Им придется или самим «исповедаться» и ожидать налоговиков в гости, чтоб не получить штраф, или в неприятном случае уплатить штрафные санкции. И как «перепись» даст собственный эффект, вероятные штрафы существенно увеличатся, тогда и выбор станет более болезненным.
Полный текст статьи и дополнительные материалы на веб-сайте компании "Аудит.Бухгалтерия.Аутсорсинг" www.buhuslugi.com.ua