Катера

Унифицированный катер

Последняя попытка в период социализма создать унифицированный катер была предпринята в конце 80-х годов. Конкретного заказчика на этот катер не было, и работа выполнялась по требованию Минсудпрома за счёт государственного бюджета.

Новая разработка базовой модели катера с модификациями предназначалась для замены буксирных теплоходов проектов 1439 и 1606, всех модификаций катеров проектов 376 и 1415, а также проектов 14700 и 14701. Новый катер и его модифика­ции предназначались для эксплуатации на всех внутренних водоёмах страны, он мог выходить в устьевые участки рек и прибрежные районы морей и там выполнять все возложенные на него задачи. Разработка проекта нового катера производилась на основе новых типов перспективного оборудования, соответствующего техническому уровню конца второго тысячелетия.

А начиналась работа с того, что, учитывая важность поставленной задачи, груп­па конструкторов под руководством главного конструктора В. В. Кучера выполнила большую аналитическую работу по выявлению потребностей народного хозяйства в рейдовых катерах различного назначения. Были опрошены 76 организаций различ­ных министерств и ведомств, эксплуатирующих катера проектов 1439, 1606, РМ376 и РВМ376.

Проектанта интересовали те параметры по назначению катеров, которым от­дают предпочтение эксплуатационники, а именно: осадка, мощность двигателя, время непрерывного пребывания на борту экипажа, количество перевозимых пассажиров и груза, численность экипажа и условия эксплуатации.

Все полученные ответы были проанализированы и классифицированы по типам катеров.

Вопросы транспортабельности по железной дороге и соответствия требованиям надзорных организаций были очевидны, а вопросы технологии постройки, учитывая перспективу крупносерийного строительства, подлежали тщательной проработке.

Унифицированный катер

Катер проекта РМЗ76

Водоизмещение полное, т

41,6

Запас топлива, т

1,5

Длина наибольшая, м

21,0

Главный двигатель

ЗД6 С1

Ширина наибольшая, м

3,8

Номинальная мощность, л. с.

150

Высота борта на миделе, м

2,10

Число оборотов, об/мин

1500

Осадка средняя, м

Ок. 1,2

Источники

Экипаж, чел.

4

Электроэнергии дизель-генератор

Скорость хода, уз

Ок. 10,5

ДГПН-8/1500-1 (1 кВт, 115 В)

Дальность плавания, миль

390

Материал корпуса

Сталь

Унифицированный катер

Катер проекта 744В7

Водоизмещение полное, т

50

Длина наибольшая, м

20,9

Ширина наибольшая, м

3,9

Высота борта на миделе, м

2,20

Осадка при полн. водоизмещ., м

Не более 1,2

Экипаж, чел.

5

Кол-во пассажиров, чел.

12

Скорость свободи, хода, км/ч

20

Дальность плавания (св. ходом), км

2000

TOC o "1-5" h z Перевозимый груз, т 2,0

Запасы топлива, т 6,6

Главный двигатель 6ЧСПН 2А 18/22-315-1 Номинальная мощность, л. с. 315

Число оборотов, об/мин 750

Источники

Электроэнергии дизель-генератор

ДГР1А-16/1500 (16 кВт, 230 В), Материал корпуса сталь

Проектант хотел создать такой катер, на котором бы стоял минимальный набор обо­рудования, а за счёт установки специального оборудования можно было бы создать любую модификацию. Такую установку лучше всего было бы осуществлять модульно­агрегатным методом, для чего на палубе и в корпусе катера должны быть предусмот­рены штатные места для специализированного оборудования.

В результате после оптимизации полученных данных обозначились два типа базовых моделей катеров:

Большая базовая модель должна была заменить катера проектов 376 и 1415 с модификациями рабочей, разъездной, буксирной и водолазной;

Малая базовая модель должна была заменить катера проектов 1439, 1606, 14700 и 14701 с модификациями рабочей, разъездной, буксирной и катера для лесосплава.

Проектант стремился к максимальной унификации для обеих моделей конструк­тивных решений, комплектующего оборудования и технологии постройки.

Рассматривалось применение разных типов главных двигателей различных кон­струкций и мощностей от 150 л. с. до 300 л. с. для повышения тяговых и маневренных показателей, и оценивались их преимущества и недостатки. В результате для обеих моделей был выбран новый двигатель мощностью 300 л. с. разработки и постройки производственного объединения «Юждизельмаш». Этот двигатель был применён в варианте с раздаточным реверс-редуктором, который распределял мощность на два гребных вала с возможностью раздельного управления каждым движителем.

Формы обводов корпусов были приняты упрощенными, обеспечивающими их изготовление из плоских секций и листов, разворачивающихся на плоскость.

Носовые части корпусов базовых моделей были отданы под жилые блоки, а кормовые под грузовые помещения и моторные отсеки.

При создании базовых моделей была поставлена задача обеспечения необходи­мых комфортных условий для работы и отдыха экипажа. Это удалось выполнить в полной мере на большой базовой модели и в сокращенном виде на малой базовой модели. Это же самое можно сказать и о степени механизации и автоматизации.

С целью снижения трудовых затрат на постройку катеров в документации пре­дусматривался ряд прогрессивных конструктивно-технологических решений, направ­ленных на повышение технологичности конструкций, включая агрегатирование тех­нических средств, панелирование и эскизирование трубопроводов.

Таким образом, были созданы две базовые модели, отличающиеся друг от друга комплектующим оборудованием, условиями проживания на борту, степенью механи­зации работ и мореходностью.

Себестоимость большой базовой модели получилась в 2,5 раза больше малой базовой модели, что давало возможность покупателю выбрать дешёвый, но менее комфортабельный катер или дорогой, но обладающий набором специального оборудо­вания, с улучшенными условиями труда и отдыха экипажа.

Унифицированный катер

Модель озёрного рабочего катера проекта 74470 <г/рач» (77,6м. 33,0 т. 250-300л. с., около 77уз)

Унифицированный катер

Модем мореходного рабочего катера проекта 744Я0 «Поморник» (20,9 м, 50т, 500л. с., 77уз)

Работа по созданию базовых моделей завершалась составлением перечнем ново­го катерного комплектующего оборудования, подлежащего созданию и производству к середине 90-х годов. Этот перечень включал несколько десятков наименований как основного комплектующего оборудования, начиная с дизельных двигателей различ­ной мощности и палубных механизмов, так и вспомогательного комплектующего обо­рудования, включая дельные вещи, элементы систем, устройств и даже новые катер­ные унитазы.

Этим новым катерам, созданным на основе базовых моделей, предстояло эксплу­атироваться в XXI веке третьего тысячелетия.

Большая базовая модель была реализована в проект 14480 «Поморник» море­ходный рабочий катер, а малая базовая модель — в проект 14470 «Грач» озёрный рабочий катер.

Постройка проекта 14470 планировалась на рыбинском судостроительном заво­де «Вымпел», а проекта 14480 — на Сосновском судостроительном заводе.

Разработка проектов была закончена в 1989 году, когда уже наметился обвал народного хозяйства, и естественно перспектив на существование этих катеров уже не было.

Правда, в 1988 году поступил заказ от объединённой ремонтно-эксплуатацион­ной базы Главтюменьгеологии на постройку буксирной модификации катера проекта 14481 типа «Поморник» на основе существующего комплектующего оборудования, но на этом всё и закончилось.

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.