Унифицированный катер
Последняя попытка в период социализма создать унифицированный катер была предпринята в конце 80-х годов. Конкретного заказчика на этот катер не было, и работа выполнялась по требованию Минсудпрома за счёт государственного бюджета.
Новая разработка базовой модели катера с модификациями предназначалась для замены буксирных теплоходов проектов 1439 и 1606, всех модификаций катеров проектов 376 и 1415, а также проектов 14700 и 14701. Новый катер и его модификации предназначались для эксплуатации на всех внутренних водоёмах страны, он мог выходить в устьевые участки рек и прибрежные районы морей и там выполнять все возложенные на него задачи. Разработка проекта нового катера производилась на основе новых типов перспективного оборудования, соответствующего техническому уровню конца второго тысячелетия.
А начиналась работа с того, что, учитывая важность поставленной задачи, группа конструкторов под руководством главного конструктора В. В. Кучера выполнила большую аналитическую работу по выявлению потребностей народного хозяйства в рейдовых катерах различного назначения. Были опрошены 76 организаций различных министерств и ведомств, эксплуатирующих катера проектов 1439, 1606, РМ376 и РВМ376.
Проектанта интересовали те параметры по назначению катеров, которым отдают предпочтение эксплуатационники, а именно: осадка, мощность двигателя, время непрерывного пребывания на борту экипажа, количество перевозимых пассажиров и груза, численность экипажа и условия эксплуатации.
Все полученные ответы были проанализированы и классифицированы по типам катеров.
Вопросы транспортабельности по железной дороге и соответствия требованиям надзорных организаций были очевидны, а вопросы технологии постройки, учитывая перспективу крупносерийного строительства, подлежали тщательной проработке.
Катер проекта РМЗ76 |
Водоизмещение полное, т |
41,6 |
Запас топлива, т |
1,5 |
Длина наибольшая, м |
21,0 |
Главный двигатель |
ЗД6 С1 |
Ширина наибольшая, м |
3,8 |
Номинальная мощность, л. с. |
150 |
Высота борта на миделе, м |
2,10 |
Число оборотов, об/мин |
1500 |
Осадка средняя, м |
Ок. 1,2 |
Источники |
|
Экипаж, чел. |
4 |
Электроэнергии дизель-генератор |
|
Скорость хода, уз |
Ок. 10,5 |
ДГПН-8/1500-1 (1 кВт, 115 В) |
|
Дальность плавания, миль |
390 |
Материал корпуса |
Сталь |
Катер проекта 744В7 |
Водоизмещение полное, т |
50 |
|
Длина наибольшая, м |
20,9 |
|
Ширина наибольшая, м |
3,9 |
|
Высота борта на миделе, м |
2,20 |
|
Осадка при полн. водоизмещ., м |
Не более 1,2 |
|
Экипаж, чел. |
5 |
|
Кол-во пассажиров, чел. |
12 |
|
Скорость свободи, хода, км/ч |
20 |
|
Дальность плавания (св. ходом), км |
2000 |
TOC o "1-5" h z Перевозимый груз, т 2,0
Запасы топлива, т 6,6
Главный двигатель 6ЧСПН 2А 18/22-315-1 Номинальная мощность, л. с. 315
Число оборотов, об/мин 750
Источники
Электроэнергии дизель-генератор
ДГР1А-16/1500 (16 кВт, 230 В), Материал корпуса сталь
Проектант хотел создать такой катер, на котором бы стоял минимальный набор оборудования, а за счёт установки специального оборудования можно было бы создать любую модификацию. Такую установку лучше всего было бы осуществлять модульноагрегатным методом, для чего на палубе и в корпусе катера должны быть предусмотрены штатные места для специализированного оборудования.
В результате после оптимизации полученных данных обозначились два типа базовых моделей катеров:
Большая базовая модель должна была заменить катера проектов 376 и 1415 с модификациями рабочей, разъездной, буксирной и водолазной;
Малая базовая модель должна была заменить катера проектов 1439, 1606, 14700 и 14701 с модификациями рабочей, разъездной, буксирной и катера для лесосплава.
Проектант стремился к максимальной унификации для обеих моделей конструктивных решений, комплектующего оборудования и технологии постройки.
Рассматривалось применение разных типов главных двигателей различных конструкций и мощностей от 150 л. с. до 300 л. с. для повышения тяговых и маневренных показателей, и оценивались их преимущества и недостатки. В результате для обеих моделей был выбран новый двигатель мощностью 300 л. с. разработки и постройки производственного объединения «Юждизельмаш». Этот двигатель был применён в варианте с раздаточным реверс-редуктором, который распределял мощность на два гребных вала с возможностью раздельного управления каждым движителем.
Формы обводов корпусов были приняты упрощенными, обеспечивающими их изготовление из плоских секций и листов, разворачивающихся на плоскость.
Носовые части корпусов базовых моделей были отданы под жилые блоки, а кормовые под грузовые помещения и моторные отсеки.
При создании базовых моделей была поставлена задача обеспечения необходимых комфортных условий для работы и отдыха экипажа. Это удалось выполнить в полной мере на большой базовой модели и в сокращенном виде на малой базовой модели. Это же самое можно сказать и о степени механизации и автоматизации.
С целью снижения трудовых затрат на постройку катеров в документации предусматривался ряд прогрессивных конструктивно-технологических решений, направленных на повышение технологичности конструкций, включая агрегатирование технических средств, панелирование и эскизирование трубопроводов.
Таким образом, были созданы две базовые модели, отличающиеся друг от друга комплектующим оборудованием, условиями проживания на борту, степенью механизации работ и мореходностью.
Себестоимость большой базовой модели получилась в 2,5 раза больше малой базовой модели, что давало возможность покупателю выбрать дешёвый, но менее комфортабельный катер или дорогой, но обладающий набором специального оборудования, с улучшенными условиями труда и отдыха экипажа.
Модель озёрного рабочего катера проекта 74470 <г/рач» (77,6м. 33,0 т. 250-300л. с., около 77уз) |
Модем мореходного рабочего катера проекта 744Я0 «Поморник» (20,9 м, 50т, 500л. с., 77уз) |
Работа по созданию базовых моделей завершалась составлением перечнем нового катерного комплектующего оборудования, подлежащего созданию и производству к середине 90-х годов. Этот перечень включал несколько десятков наименований как основного комплектующего оборудования, начиная с дизельных двигателей различной мощности и палубных механизмов, так и вспомогательного комплектующего оборудования, включая дельные вещи, элементы систем, устройств и даже новые катерные унитазы.
Этим новым катерам, созданным на основе базовых моделей, предстояло эксплуатироваться в XXI веке третьего тысячелетия.
Большая базовая модель была реализована в проект 14480 «Поморник» мореходный рабочий катер, а малая базовая модель — в проект 14470 «Грач» озёрный рабочий катер.
Постройка проекта 14470 планировалась на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел», а проекта 14480 — на Сосновском судостроительном заводе.
Разработка проектов была закончена в 1989 году, когда уже наметился обвал народного хозяйства, и естественно перспектив на существование этих катеров уже не было.
Правда, в 1988 году поступил заказ от объединённой ремонтно-эксплуатационной базы Главтюменьгеологии на постройку буксирной модификации катера проекта 14481 типа «Поморник» на основе существующего комплектующего оборудования, но на этом всё и закончилось.