ТРУЖЕНИКИ ОЗЁР И МОРЕЙ
Швартовный бот проекта 11190 проектировался и строился на АО «Редан» в середине 90-х годов по заказу администрации эстонского морского порта Мууга.
Швартов или швартовный трос стальной, растительный или синтетический с огоном на конце - вещь тяжелая, особенно у крупнотоннажных судов, и передача его на причальное сооружение составляет иногда трудную задачу. Для того чтобы облегчить эту задачу, а то и просто решить её, используют самые разные устройства и приспособления. Для подачи швартова на причал или другое судно используют бросательные концы и проводники, которые крепятся к швартову, и за него швартов выбирают на причальное сооружение. Если судно в море или не может подойти близко к причалу, то швартов подаётся на другое судно с помощью линеметателя. В случае, если нужно поставить крупнотоннажное судно на бочку, то тут уже не поможет ни одно из традиционных швартовных приспособлений, кроме специального плавсредства. Это плавсредство должно подойти к судну принять на палубу швартовный трос и отбуксировать его к швартовной бочке, где и закрепить.
BOATMi |
TALLINN |
Вот для решения таких и вообще любых швартовных задач служит специальный швартовный бот, к проектированию которого приступил проектант в начале 1995 года. Главным конструктором швартовного бота был A. B. Круговенко.
Швартовнь/й бот проекта 77790 (S,0 м, 6,3т, SSa. c., 7уз)
Взвешивание швартовного бота проекта 77790. Видна конструкция защиты гребного винта
Выкатывание из цеха готового бота проекта 77790
Тот швартовный бот, который проектировался в КБ АО «Редан» мог выполнять и ещё ряд функций, таких как проверка боновых заграждений, дежурство у боновых ворот, осмотр и установка навигационных знаков и ещё многих поручений судовладельца.
Корпус бота был стальной, кормовая часть палубы имела мелкий кокпит, необходимое швартовно-буксирное оборудование, не имела леерного ограждения и была приспособлена для специфических работ выполняемых ботом. Для того чтобы исключить наматывание троса на собственный гребной винт имелась защита в виде «корзины».
Для комфортного и безопасного пребывания экипажа бота на его борту была предусмотрена просторная ходовая рубка, которая имела круговое остекление и отопление. Для защиты экипажа от случайных ударов на волнении о высокие борта обслуживаемого судна, рубка имела защитные ограждения арочного типа.
В 1996 году были построены, испытаны и переданы администрации порта Муу - га два бота, где надо полагать, они и трудятся по сей день.
При постройке Зейской гидроэлектростанции в верховьях реки Зея образовалось обширное Зейское водохранилище, которое затопило все окрестности, включая леса, луга и прибрежные сооружения. Для очистки водохранилища были срочно использованы самые различные плавсредства, включая технику, предназначенную для работы на лесосплаве. Сейчас на этом месте Зейский заповедник, и у окрестных обитателей гниющие деревья и прочий мусор наверное не вызывали восторга.
Когда началось строительство Бурейской ГЭС, то администрация, не дожидаясь образования водохранилища, решило вооружиться против плавающих деревьев и прочего растительного мусора. Она обратилась на Благовещенский судостроительный завод с целью заказать специальные катера, предназначенные для очистки образовавшихся водохранилищ.
На эту работу в конце 2002 года между Благовещенским судостроительным заводом и ЗАО «Редан-КБ» был заключён договор на разработку рабочей документации для постройки специального буксирного катера проекта 21700. Главным конструктором этого катера был A. B. Круговенко.
Проект не был сложным, но трудности заключались в том, что постройка катера по обязательствам завода должна была закончиться летом 2003 года. В прежние вре-
20*
Вуксар проекта 27700 (72м, 29,3т, 2х 750л. с., 9уз)
Мена за работу в такие сроки проектант не стал бы браться, но теперь, когда предприятие сидело на «голодном пайке», упускать такой заказ было нельзя.
Выполнить этот заказ можно было только, отказавшись от традиционной схемы разработки чертежей. Было принято решение отправлять готовый чертёж прямо со стола исполнителя, даже некомплектно, электронной почтой непосредственно заводу - строителю.
Согласование документации с надзорными органами проводить тогда, когда будет готов полный комплект документации и может уже будет построен катер.
По договорённости с заводом было принято решение все разногласия и изменения улаживать при помощи той же электронной почты без взаимных претензий.
Ситуация с разработкой конструкторской документации усложнялась дефицитом конструкторских кадров и отсутствием на предприятии электронной почты. Этот вопрос был разрешён при помощи привлеченных со стороны конструкторов и электронной почты соседнего предприятия.
Какие же конкретные задачи ставились перед этим катером, и почему все надо было делать так быстро?
После образования Бурейского водохранилища возникла необходимость удаления уже всплывшего леса и постепенно всплывающих брёвен, которые могли засорять водоём и водоприёмные сооружения ГЭС. Для того чтобы защитить их от попадания плавающего сора и направить его к водосливным пролётам плотины, перед ней было сооружено специальное плавучее ограждение из брёвен и деревянных ферм,
Спуск буксирного катера проекта 27700на воду
связанных шарнирами, и предназначенное для хранения и сортировки леса на воде.
|
Такое устройство называется запань.
Одна из первых задач катера была разборка завалов древесных стволов и подача их к пропускным воротам запани.
Защита винторулевого комплекса на буксирном катере проекта 27700 |
Дальше предстояло формирование плотов из плавающего леса и буксировка их на деревоперерабатывающие предприятия. Другими задачами были очистка акватории от растительного мусора, проведение транспортировочных, ледокольных и других работ.
Для выполнения этих работ на катере предусматривалось технологическое оборудование в виде съёмного носового брев - нотолкателя типа «бульдозер», буксирного каната, вьюшки для буксирного каната, якорный шпиль в качестве тягового устройства. Буксирное устройство было оборудовано откидным гаком на дуге, дистанционным приводом для отдачи буксирного троса из ходовой рубки и ограничителем перемещения буксирного троса.
Корпус катера был стальным с ледовой защитой, усиленными набором и обшивкой для возможности безаварийного плавания в водоёме густо засорённым брёвнами и корягами.
Просторная ходовая рубка была смещена в нос, под рубкой была расположена каюта на двух человек. Несмотря на малые размеры на катере были созданы комфортные условия для работы и отдыха двух человек экипажа и двух человек спецпер - сонала. Для них на катере были предусмотрены специальный шкаф для сушки одежды, камбуз и санузел.
Два отечественных двигателя обеспечивали тягу на гаке в 2,5 т. Два гребных винта были расположены в глубоких туннелях и, надёжно защищенные ограждениями, позволяли катеру работать в засоренных акваториях со сложным рельефом дна.
Постройка катера производилась в Благовещенске по документации ЗАО «Редан-КБ», которая поступала по электронной почте, и в 2003 году головной катер был готов. Доведя головной катер до эксплуатационного состояния в процессе заводских испытаний и разрешив все противоречия с проектантом, завод приступил к серийной постройке. Так Бурейская ГЭС получила специальные катера для очистки акватории гидротехнических сооружений.
В 1985 году вышло постановление Совета Министров СССР о защите окружающей среды, а в 1990 году Научно-технический центр «Экомортехника» и ЦКБ «Редан» заключили договор о сотрудничестве в области создания и оснащения морских природоохранных органов инспекторскими катерами.
Еще до заключения договора у проектанта были контакты с заказчиком, и уже примерно обрисовался облик будущего катера. Выполненные проработки помогли определить возможные тактико-технические элементы, которые были положены в основу технического задания на проектирование быстроходного морского инспекторского катера проекта 14490 «Экое».
Официально техническое задание было выдано в июле 1991 года. Главным конструктором этого катера был назначен Б. С. Семёнов.
Катер проекта 14490 предназначался для осуществления государственного контроля над использованием и охраной морской среды и природных ресурсов в экономической зоне СССР.
Осуществление этого контроля заключалось в постоянном патрулировании охраняемого района и экстренной доставки государственного инспектора из точки пребывания к месту нарушения природоохранного законодательства. Дальше предстояла высадка инспектора на объект-нарушитель при любом состоянии водной поверхности, для чего катер снабжался стальными кошками и специальным снаряжением позволяющим высадку инспектора на любое плавсредство, даже если оно было покинуто командой.
Предоставив инспектору возможность разбираться с нарушителями, экипаж катера продолжал заниматься осмотром, отбором проб воды и грунта, выборочным экспресс-анализом загрязняющего вещества для оценки степени загрязнённости акватории на поверхности, в толще воды и на дне. После получения предварительной информации с катера в береговой центр по радиоканалу передаются исходные данные для прогнозирования масштабов распространения загрязнения и выработки мер по его локализации и ликвидации. После выполнения первоочередных операций пробы доставляются в стационарную лабораторию берегового центра. Так выглядит классическая схема деятельности экологического инспекторского катера.
Для того чтобы осуществить все эти операции на катере был установлен природоохранный комплекс под названием «Акватест», разработанный научно-производственным центром при Николаевском кораблестроительном институте. Комплекс «Акватест» состоял из двух систем: системы «Аква» с необитаемым привязным телеуправляемым подводным аппаратом и системы «Тест» с комплексом датчиков-анализаторов и устройствами водо - и грунтозабора. Управление подводным аппаратом и всем комплексом «Акватест» осуществлялось с пульта управления в комплекте с видеокомплексом цветного изображения, персональной ЭВМ и переносным пультом ручного управления.
Теперь предстояло разместить всю эту аппаратуру и персонал, обслуживающий комплекс, в корпусе инспекторского катера, который должен был иметь хорошую скорость, мореходность в пять баллов, удаление от порта-убежища до 200 миль, дальность плавания до 600 миль и трехсуточную автономность. При этом катер должен быть снабжён новейшей радионавигационной аппаратурой, современным комплектующим оборудованием, и быть очень дешёвым.
В техническом проекте, который разработчик закончил в декабре 1991 года, в основном были выполнены все требования технического задания кроме стоимости катера, которая из-за нового комплектующего оборудования, уровня цен и ценообразования в начале 1991 года, не соответствовала требованиям заказчика.
Технической проект 74490 «Экое» быстроходного люрского инспекторского катера (20,#л!, 52,5т. 2х 7200л. с., 25уз) |
/Hot)e/i6 быстроходного морского инспекторского катера проекта 74490 «Экое» |
Корпус катера был выполнен из лёгкого сплава, в кормовой части которого размещались два главных двигателя, дизель-генератор и установка малого хода, обеспечивающая катеру ход от одного до трех узлов.
Установка малого хода являлась опытно-конструкторской разработкой и состояла из бесшатунного двигателя мощностью 65 л. с., двух бортовых винтов в насадках, воздушного компрессора для обеспечения воздухом высокого давления механизмов катера и двух гидронасосов.
Носовая часть катера была отведена под жилой блок, в котором размещались двухместные каюты для шести человек экипажа и двух инспекторов-операторов комплекса «Акватест», а также кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения с душевой.
Блок управления комплексом «Акватест» располагался за ходовой рубкой в кормовой половине катера, вблизи спускаемого подводного аппарата, там же, где располагалось устройство его перемещения, спуска и подъёма. Под платформой жилого блока в носовой части размещалась аппаратура системы «Тест».
Вот так должен был выглядеть первый в России специализированный природоохранный катер, но после августа 1991 года основной поставщик комплекса «Акватест», ради которого создавался катер, прекратил сотрудничество с ЦКБ «Редан». До конца 90-х годов иногда появлялись лица и организации, заинтересованные в катере проекта 14490, но с какой целью проявлялся этот интерес остаётся загадкой.