РЕЧНЫЕ И ОЗЁРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА
Если для морских судов проектировались и строились специализированные катера, то в нашей повседневной жизни спасением утопающих занимались приспособленные для этой цели катера проектов 371, 376, ЛМ4-85 и другие. Наиболее распространённым спасательным катером был катер проекта 370К. Этот катер был одной из многочисленных модификаций катера проекта 370. Модификации катера проекта 370 строились до 1975 года, и их было построено более 2000 штук.
Скорее всего, автором базового проекта было московское ЦКБ-20, которое в 1950 году для Министерства Обороны разработало проект 370 скоростного разведы-
Малыйречной спасательный катер проекта 370Х (6,5м. 7,5т, 60ас., 7#уз) |
Вательно-десантного моторного катера. Этот катер имел удачную конструкцию и относительно хорошие эксплуатационные характеристики, за что и приобрёл популярность у широкого потребителя. Появились многочисленные модификации этого катера, которые разрабатывали и ЦКБ «Нептун», и ЦМКБ «Алмаз». Одной из таких модификаций был спасательный катер проекта 370К. Этим катером были обеспечены все спасательные службы Советского Союза. Но шло время, и как всякая техника спасательные катера морально устаревали, кроме того, резко сократилось производство этих катеров. Находившиеся в эксплуатации катера спасательных служб по своим характеристикам, оборудованию и снабжению стали отставать от требований к спасательным средствам для оказания помощи людям, терпящим бедствие. С ростом благосостояния населения пляжи курортных городов становились всё более многолюдными, увеличилось число несчастных случаев. Контингент спасательных станций стал с трудом справляться со своими обязанностями. Для того чтобы спасти тонущего человека была необходима быстрота, умение поднять человека из воды или со дна водоёма, оказать ему необходимую медицинскую помощь, а то и вернуть утопленника к жизни. Так была продиктована необходимость создания нового быстроходного спасательного катера обеспеченного необходимыми спасательными средствами для его эффективной эксплуатации по назначению. Этому новому катеру предстояло заменить все существующие, но уже устаревшие катера.
Наиболее нуждалась в новых катерах спасательно-водолазная служба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Украины, так как обладала наибольшей по протяженности береговой линией Азовско-Черноморского водного бассейна весьма притягательного для отдыхающих. От этой службы и поступила инициатива на разработку технического задания на проектирование нового катера для спасательных станций.
Этот спасательный катер должен быть из лёгкого сплава, со стационарным двигателем в кормовой части, со скоростью не менее 40 км/час, остойчивым, мореходным и маневренным. Он должен быть открытым, чтобы создать идеальный круговой обзор и обеспечить свободное перемещение людей вдоль катера и на оба борта при осуществлении спасательных операций и использовании спасательного снабжения. Катер должен был нести патрульно-спасательную службу в зонах обслуживания спасательных станций на внутренних водоёмах, спасать людей, терпящих бедствие на воде, и оказывать им медицинскую помощь. Комплектация его предусматривала наличие на борту водителя, водолазов и медицинского персонала.
Учитывая, что обслуживаемая зона находилась вблизи городов или в городской черте, где возможна заправка катера бензином на автозаправочных станциях, двигатель должен быть бензиновым.
Катер должен быть укомплектован необходимым набором снабжения для проведения спасательных работ в полном объёме и оказания человеку скорой медицинской помощи. Этот набор снабжения включал: кислородный ингалятор, аппарат искусственного дыхания, два полных комплекта водолазного снаряжения, радиостанцию и другие необходимые предметы.
Малый спасательный натер проекта 74700 « Чибис* (7,0м, 2,2т, 90ас., 22уз) |
Комплектация катера проекта 74700 «‘/ибис» спасательным снабжением |
В августе 1978 года на опытном производстве филиала ЦКБ «Восток» под руководством главного конструктора Ю. И. Никифорова был спроектирован и построен головной опытный катер проекта 14100 «Чибис».
Как всякий катер, который планировался к крупносерийной постройке, для выявления достоинств и недостатков он прошёл стадии макетирования и опытной эксплуатации.
По результатам опытной эксплуатации было признано, что катер вполне современен и по своим функциональным качествам превосходит все существующие малые спасательные катера.
Ещё не закончилась опытная эксплуатация, а Министерство жилищно-коммунального хозяйства Украины обратилось с просьбой к проектанту решить вопрос по созданию морского варианта спасательного катера, так как большая часть спасательных подразделений дислоцируется на Чёрном и Азовском морях.
Проектант с пониманием отнёсся к этой просьбе, провёл ряд конструктивных мероприятий и выполнил расчёт элементов плавучести и начальной остойчивости при затоплении кокпита водой по уровень планширя. После чего техническую документацию вместе с протоколами испытаний представил Морскому Регистру СССР на согласование. В результате было получено разрешение на эксплуатацию катера проекта 14100 в районах спасательных станций приморских населённых пунктов.
После учёта и устранения замечаний в 1979 году корректированная конструкторская документация была передана Сосновскому судостроительному заводу, а в 1980 году - пермскому заводу «Кама».
7/ериой опытной эксплуатации катера проекта 74700
Постройка катера проекта 74700 на опытном производстве филиала ЦКБ о Восток» |
Эти два завода за 10 лет построили более семисот катеров и обеспечили ими почти все спасательные станции Советского Союза.
Если забыть о первоначальном назначении проекта 14100 «Чибис» и обратить внимание на его технико-эксплуатационные качества, то получился быстроходный, маневренный, лёгкий, надёжный и транспортабельный всеми видами транспорта катер. Появился большой соблазн сделать на его базе служебно-разъездной катер. Это сделать было не сложно, для чего пришлось удалить комплектацию, связанную со спасательными функциями и сделать в носовой части каюту-убежище.
Так получилась модификация проекта 14100 - служебно-разъездной катер проекта 14101, полностью с ним унифицированный по корпусу, силовой установке, устройствам, системам и электрооборудованию.
Наше отечественное катеростроение всегда страдало от отсутствия малоразмерных дизельных двигателей мощностью 100—150 л. с. Вместо них приходилось применять в проектах глиссирующих катеров, таких как проект 14101, карбюраторные бензиновые двигатели соответственной мощности. Предпринимались попытки создать судовой дизельный двигатель на основе тракторных дизелей Минского тракторного завода, Харьковского и Владимирского заводов тракторных двигателей, но уже в основе своей эти двигатели уступали зарубежным по экономичности. Наконец создание таких двигателей было включено в перспективные планы развития до 2000 года дизелей и движительных комплексов для малотоннажного судостроения. А был ещё только 1986 год.
Служебно - разъездной катер проекта 74707 «Чибис-2» (7,0м, 2,2т, 90л, с., 22уз) |
Малый служейно - разъездной натер проекта 74702 (6,0 Л1. 2.3т. 700л. с., 27уз)
Участвуя в социалистической интеграции, Народная Республика Болгария взяла на себя разработку дизельных двигателей, в том числе и двигателей мощностью 100 л. с. Чтобы поддержать промышленность братской страны Минсудпром настойчиво рекомендовал в XII и XIII пятилетках в проектах малотоннажных судов использовать болгарские дизельные двигатели.
Выполняя рекомендации Минсудпрома, в ЦКБ «Редан» был разработан проект малого служебно-разъездного катера под номером 14102. Хотя этот катер по принятому порядку присвоения номеров проектам может считаться модификацией проекта 14100, но он был совсем не похож на базовый катер. Этот инициативный проект замышлялся проектантом как катер широкого применения, его могли использовать почтовые, рыбоохранные, санитарные и другие службы. Корпус катера из лёгкого сплава имел трехкилевые мореходные обводы типа «сани Фокса», которые увеличивали вместимость и повышали его эксплуатационные качества. В качестве главной энергетической установки были применены болгарский судовой дизель мощностью 100 л. с. и движительно-рулевая колонка. Этот катер оригинальной архитектуры должен был возглавить новое поколение малых катеров с дизельной энергетической установкой и угловой колонкой.
В декабре 1987 года технический проект катера был представлен в Минсудпром. Вместе с одобрением проекта были получены и рекомендации о создании на базе проекта 14102 двух катеров: разъездного для замены проекта 14101 и спасательного для замены проекта 14100.
В последние годы появились быстроходные зарубежные катера аналогичные нашему проекту 14100, которые по техническому уровню в целом, скорости, экономичности и основным параметрам двигателей превосходили катер проекта 14100. Свои превосходные качества эти катера получали за счёт установки на них малоразмерных дизельных двигателей. Пришла пора попробовать превзойти зарубежные аналоги за счёт применения болгарского дизельного двигателя.
Новый спасательный катер проекта 14103 создавался на базе проекта 14102, а его главным конструктором был Г. П. Гурьянов.
Все основные технические требования для создания нового спасательного катера были взяты из технического задания на разработку проекта 14100, выданного в сентябре 1977 года филиалу ЦКБ «Восток» Министерствами жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и УССР. Одно требование бьшо изменено в этом техническом задании — это замена карбюраторного бензинового двигателя болгарским дизельным.
Главные размерения, материал и обводы корпуса, механическая установка, основные системы, устройства и электрооборудование у катеров проектов 14102 и 14103 были унифицированы. Что касается оборудования кокпита и специального спасательного снабжения, то это бьшо полностью взято с проекта 14100.
Катер проекта 74702
TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т 2,3
Длина наибольшая, м 6,0
Ширина наибольшая, м 2,1
Высота борта на миделе, м 1,0
Осадка, м 0,3
Скорость хода, км/ч ок. 40
Дальность плавания, км 150
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел. 5
Главный двигатель ДТ3900М(НРБ) Мощность двигателя, л. с. 105
Число оборотов, об/мин 2600
Движ.-рул. комплекс поворотно
Откидная колонка ДКО-150
Материал корпуса легкий сплав
Катер проекта 74703
TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т 2,25
Длина наибольшая, м 6,0
Ширина наибольшая, м 2,1
Высота борта на миделе, м 1,0
Осадка, м 0,3
Скорость хода, км/ч ок. 40
Дальность плавания, км 140
Экипаж, чел. 5
Кол-во потерпевших, чел. 1
Главный двигатель ДТЗЭООМ(НРБ) Мощность двигателя, л. с. 105
Число оборотов, об/мин 2600
Материал корпуса легкий сплав
Катер проекта 347М
TOC o "1-5" h z Длина наибольшая, м 9,97
Д лина между
Перпендикулярами, м 9,3
Ширина наибольшая, м 2,3
Высота ниболыиая, м 2,05
Масса с экипажем и креслами «Казбек», кг 4670
Двигатель АМ 407 ср-3.5
Малый спасательный катер проекта 74703 (6/И, 2,25т, 700л. с., 20уз) |
По сравнению с проектом 14100 новый спасательный катер получился на один метр короче, с современной угловой движительно-рулевой колонкой, с лучшей мореходностью, более экономичный, с моторесурсом главного двигателя в три раза большим. При постройке катера мог быть применён модульно-агрегатный метод, что на 40% снизило бы стоимость постройки. Казалось бы, все хорошо, но стоимость катера оставалась высокой из-за высокой стоимости импортного двигателя и контрагентских поставок. Болгарский двигатель не обеспечивал скорость даже 45 км/час, которую превзошли катера зарубежной постройки. Кроме того, новый катер уступал проекту 14100 в скорости хода, максимальная величина которой при полном водоизмещении получалась 35 км/час, а старый катер достигал на испытаниях 42 км/час. Да ещё высокая стоимость!
Опрос спасательных служб выявил отрицательное отношение потребителей к новому катеру из-за высокой стоимости, меньшей скорости, сложности конструкции и завышенных весогабаритных показателей болгарского двигателя.
А если к этому добавить, что опытный образец угловой движительно-рулевой колонки планировался к изготовлению в городе Каунасе только в 1990 году, то станет ясно, почему проектирование катера проекта 14103 бьшо прекращено.
Заканчивая повествование о «наземных» спасательных катерах уместно вспомнить спасательные катера, о которых говорилось выше. Это базовый спасательный катер проекта 1478А «Шквал», спасательно-разъездной катер проекта 18602 и разъездной, а также и спасательный катер проекта 18605 комплекса «Буревестник».
Они тоже из семейства спасательных катеров!