РАЗЪЕЗДНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ
В конце 90-х и начале 2000-х годов КБ АО «Редан» перешло на проектирование простых служебных и разъездных катеров по индивидуальным заказам частных лиц и отдельных организаций.
Из числа этих простых катеров наибольшее внимание заслуживает малый быстроходный охранный катер проекта 58504 «Калевала», главный конструктор A. B. Круговенко.
Начало 90-х годов характеризовалось тем, что все бывшие социалистические предприятия и вновь организованные различные «общества» искали свою нишу в бизнесе. Искало свою нишу и ЦКБ «Редан», став акционерным обществом. В первые годы выживания предприятие сделало упор на жестко-надувные мотолодки, о которых было написано в главе «Пограничные катера», потом решило специализироваться на скоростных патрульных катерах.
Также искало свою нишу и АО «Морские инженерные системы» и в результате этих поисков организовало производство скоростных патрульных катеров.
Малый скоростной патрульный катер проекта 56504 «Калевала» (5,6 м, 7,# т, 2к 720л. с., 32уз) |
Для этой цели в качестве проектанта выбор остановился на АО «Редан», как на организации, имеющей опыт проектирования патрульных катеров и работы с пластмассовыми изделиями. При подборе серийного завода-строителя выбор заказчика остановился на петрозаводском судостроительном заводе «Авангард», который располагал пластмассовым производством и имел опыт постройки малых катеров из стеклопластика.
В техническом задании на проектирование катера заказчик делал основной упор на импортные комплектующие изделия, в том числе в качестве главного двигателя требовался импортный бензиновый двигатель с угловой колонкой. Со специальными угловыми колонками на катере на подводных крыльях «Невка» проектант уже имел опыт работы, а с импортными столкнулся впервые. Это знакомство с зарубежными двигателями с угловыми колонками проектанту помогло впредь широко использовать эти изделия.
В течение 1996 и 1997 годов были разработаны ещё две модификации этого катера с двигателями 2 х 90 и 135 л. с.
В договоре с заказчиком было оговорено, что правом распоряжаться документацией на катер имеет только заказчик, и по окончании разработки катера подлинники конструкторской документации в архив АО «Редан» не поступили, а остались пылиться на полках проектанта не востребованные заказчиком.
А петрозаводский судостроительный завод «Авангард» построил головной катер и испытал его с участием проектанта и, надо сказать, катер получился удачный по всем статьям. Автор не располагает информацией о дальнейшем строительстве малого скоростного патрульного катера проекта 58504 «Калевала», но надеется, что претензий ни у заказчика, ни у потребителя к этому катеру не было.
В заключение следует рассказать о последних проектах, разработанных конструкторами, когда-то известного в Советском Союзе и в зарубежном мире конструкторского бюро. Эти последние разработки очень напоминают те, с которых
Малый скоростной патрульный катер проекта 58504 «Калевала» при исполнении своих служебных обязанностей
Малый быстроходный натер проекта 77730 о Орион V (6.5 м, 7,7 т, 705/1.с., 27уз) |
Начинал свои работы на первых этапах существования своей мастерской А. Л. Золотов, правда, двигатели стали совершеннее и дизайн стал соответствовать своему веку, но по существу это были простые и заурядные служебные и разъездные катера.
Я никогда не скажу, что эти катера были плохие, они вполне соответствовали своему назначению, но это были те катера, которые могло создавать любое неспециализированное предприятие и даже просто любители водно-моторного спорта в «домашних» условиях.
Образцами этой продукции может служить малый быстроходный катер проекта 11130 «Орион». Проект этого катера был разработан по заказу Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева. Этот проект был необходим комплексу для того, чтобы выжить. Там уже строились катера проекта 13987 «Боец», и теперь организовывалась постройка катеров проекта 11130. Опыт, приобретённый проектантом при работе с предприятием авиационной промышленности, пригодился в предстоящей работе.
Главным конструктором этого и всех последующих катеров был Б. В. Бай - миструк.
Этот малый открытый быстроходный катер с корпусом из лёгкого сплава и рубкой-убежищем был пригоден для плавания по всем внутренним водоёмам и в прибрежной зоне морей. Он мог использоваться частными лицами как прогулочный или государственными организациями как служебный или патрульный. На катере был установлен импортный двигатель с угловой поворотно-откидной движительной колонкой. Навигационного вооружения на катере не было, но места для него предусматривались, и его установка могла производиться заводом-строителем по желанию потребителя. Кокпит катера мог полностью закрываться тентом. В 1997 году конструкторская документация на катер была разработана и передана таганрогскому заводу.
Малый быстроходный катер проекта 77737 «Арго» (6,5м. 2,7т, 725л. с., 30уз)
Малый скоростной патрульный натер проекта 27690 «Соболь» (Я,5м, 3.9 т, 270л. с. 35уз)
Там же в Таганроге был построен головной катер, может быть и сейчас это предприятие продолжает постройку катеров проекта 11130.
Малый быстроходный катер проекта 11131 являлся модификацией катера «Орион» и носил название «Арго». Этот катер был спроектирован на базе катера проекта 11130 по заказу новороссийского Управления внутренних дел для использования в качестве разъездного. Он отличался от базового катера двигателем большей мощности и расположенной в корме мачтой арочной конструкции.
Летом 2001 года на производстве АО «Редан» для новороссийской милиции было построено два катера.
По заказу Санкт-Петербургского ОМОНа в начале 2000-х годов был спроектирован и построен головной образец малого скоростного патрульного катера проекта 21690 «Соболь». Катер по желанию заказчика мог нести патрульную службу, дежурить в установленных районах, охранять береговые объекты со стороны воды, преследовать и задерживать нарушителей законов, оказывать помощь на воде и доставлять спецперсонал в требуемый район.
Катер был из лёгкого сплава и имел закрытую рубку, каюту для отдыха, санузел и камбузный угол.
Средств радиосвязи и навигационного вооружения на катере не было, но по требованию заказчика в каждом отдельном случае могло быть установлено. Катер вполне устраивал заказчика, и он в 2005 году заказал дополнительно ещё несколько катеров.
Быстроходное разъездное судно проекта 21610 было построено на территории АО «Редан» обществом с ограниченной ответственностью «ТВЭЛЛ» в 2003 году.
Проектирование этого судна осуществляло ЗАО «Редан-КБ» по заказу одной из туристических фирм, которая обеспечивала регулярные рейсы на линиях Сортавала - Валаам и Приозёрск — Валаам. Эти линии обслуживали в основном туристов и паломников.
Модификация жестко - надувноймотолодки «Редан 700-3» (7,6м, 2,7т, 725л. с., 32 уз)
Катер проекта 77737 |
200 1 4 «Мегсиги» 125 АМг |
2100 1600 6,6 2,3 1Д 0,4 55 |
Водоизмещение полное, кг Водоизмещение порожнем, кг Длина наибольшая, м Ширина наибольшая, м Высота борта, м Осадка средняя, м Скорость хода, км/ч
Дальность плавания, км Экипаж, чел.
Кол-во пассажиров, чел. Подвесной мотор Мощность двигателя л. с. Материал корпуса, рубки
М 1:100 |
Катер проекта 27670
|
Мотолодка «Редан-900* для спецназа Аджарии (9,7м, 4,2 т, 2х300л. с., 65уз) |
Это судно проектировалось на базе жестконадувной моторной лодки. Как уже упоминалось выше, жестконадувные моторные лодки ЦКБ «Редан» начало разрабатывать в начале 90-х годов, и к 2000 году в архиве предприятия бала собрана документация на целый ряд мотолодок длиной от 2,5 до 10 м.
Мотолодка имела простое устройство: жесткий корпус из лёгкого сплава, многослойный эластичный надувной борт из полимерного материала повышенной прочности и кормовая транцевая доска. На эту доску можно было крепить подвесной мотор желаемой мощности. Такое устройство при надёжности и хорошей мореходности лодки позволяло варьировать как архитектурными формами, так и мощностями подвесных моторов, чем и воспользовались заказчики этих мотолодок.
В 2000 году для спецназа автономной республики Аджарии была построена жестко-надувная мотолодка «Редан-900». Длина лодки позволяла разместить группу в 20 человек с оружием и на большой скорости перебросить её в оперативный район. Если это был необорудованный берег, то лодка могла выскакивать на отмель, а если это было судно, то надувные борта позволяли с ходу швартоваться к нему даже при большом волнении. Одним словом, для быстрой переброски вооруженных групп силовых структур идеальное транспортное средство, но в России спроса она не имела, и была трансформирована с малыми переделками в жестко-надувную мотолодку «Редан-1000».
А эта мотолодка оказалась востребованной.
Так, например, лодка длиной 10 м «Редан 1000» была переделана в разборную мотолодку для проведения сейсморазведочных работ. Корпус лодки был разбит на пять водонепроницаемых блоков и блока рубки весом каждого не более 300 кг. Для возможности малого хода лодка снабжалась дополнительно двумя подвесными моторами по 10 л. с. каждый.
Лодка собиралась на необорудованном берегу из блоков при помощи болтовых соединений.
Мотолодка «Редан 7000» для проведения сейсморазведочных работ (70,0м, 4.0т, 60 л. с. 70 уз)
Водоизмещение полное, кг |
3800 |
Скорость хода, км/ч |
75 |
Водоизмещение порожнем, кг |
3400 |
Дальность плавания, км |
300 |
Длина габаритная, м |
10,0 |
Экипаж, чел. |
2 |
Длина жесткого корпуса, м |
9,0 |
Кол-во пассажиров, чел. |
10 |
Ширина габаритная, м |
2,8 |
Подвесной мотор, л. с. |
2 х 250 |
Ширина жесткого корпуса, м |
2,3 |
Материал корпуса, рубки |
АМг |
Высота борта, м |
1,3 |
Материал надувного борта |
Армированный |
Диаметр баллона, м |
0,5 |
Синтетич. материал |
Водоизмещение полное, т |
29,3 |
Скорость макс., км/ч |
17 |
Длина наибольшая, м |
12,0 |
Дальность плавания, км |
500 |
Ширина наибольшая, м |
3,9 |
Экипаж, чел. |
2+2 |
Высота борта на миделе, м |
1,5 |
Мощность двигателя л. с. |
2 х 150 |
Осадка средняя, м |
1,0 |
Тяга на гаке, т |
2,5 |
Мам/й скоростной катер проекта «PH-7000//* (70,0 м, 5,4 т. 2x250. 40,5уз) |
Сборка производилась на стапельной транспортировочной дорожке, при помощи которой лодка спускалась на воду. Её назначением была доставка специального оборудования с базы к месту проведения сейсморазведочных работ, где обслуживающий персонал устанавливал его и работал. После окончания работы оборудование демонтировалось и грузилось на лодку для возврата на базу. Лодка оснащалась средствами радиосвязи, навигационным оборудованием и специальными техническими средствами для выполнения работ по назначению.
Для защиты от атмосферных осадков лодка была снабжена съёмными дугами для установки тента.
А вот Министерство внутренних дел тот же катер заказало в другой модификации, которая стала именоваться малый скоростной катер проекта «РН-1000Н».
Этот катер уже не был разборным, а имел стационарную надстройку, в которой размещались салон с умывальником и ходовая рубка. Открытая часть палубы при необходимости накрывалась тентом и имела приспособление для установки оружия.
Быстроходное разъездное судно проекта 21610 было практически построено на основе лодки «Редан 1000» с частичными переделками. На корпус жестконадувной лодки был установлен комфортабельный салон на 12 пассажиров и ходовая рубка, оснащенная необходимым навигационным оборудованием и средствами радиосвязи. Авторского надзора за эксплуатацией катера не проводилось из-за отсутствия квалифицированных кадров на предприятии, да и заказчик не проявлял такой инициативы. И ушёл катер в неизвестность!
На базе жестконадувных лодок был разработан ряд бортовых катеров для кораблей и судов различного назначения, которые носили индекс «БК».
Последней работой КБ АО «Редан» была представительская моторная яхта проекта 21760 «Флагман», которая официально называлась служебно-разъездным катером. Проектные параметры её таковы: длина 10,0 м, полное водоизмещение 5,0 т, мощность двигателя 315 л. с., скорость 50 км в час. Эта яхта была заказом руководства Финансово-промышленной группы «Скоростной флот» в январе 2004 года. Яхта была построена в 2005 году и сейчас наверное плавает.