ПРЕДПРИЯТИЕ ОСВАИВАЕТ СТЕКЛОПЛАСТИК
Хотя вопросы освоения пластмасс и технология изготовления корпусов из стеклопластика не являются предметом повествования этой книги, но совсем обойти их молчанием нельзя, так как пластмассовое катеростроение заняло большой объём производства на предприятии и большое количество катеров из пластмассы пополнили ряды отечественного Военно-Морского и Морского флотов.
Филиал ЦКБ-5, как экспериментальная лаборатория, не мог остаться в стороне от освоения новых материалов, которые находили всё большее применение в стране. Таким материалом во всех отраслях промышленности являлись полимеры. Наиболее широкое распространение получили слоистые конструкционные пластики, которые получаются при отвердении связующего полимерного материала, армированного изделиями из синтетического или природного волокна.
Из числа слоистых пластиков, выпускаемых промышленностью, наибольшее распространение получил стеклотекстолит.
Опыта в стране по формованию слоистых криволинейных конструкций из стеклопластика не было, и поэтому предприятие приняло на себя выполнение экспериментальных работ по применению этого материала в судостроении.
Чем же был хорош стеклопластик для судостроения? Это коррозионная стойкость, вибродемпфирующее качество, электроизоляционные свойства, проницаемость для высокочастотных электромагнитных волн, низкая теплопроводность, немагнит-
Эллинг №2. Здесь построены все стеыопластиковые суда на территории предприятия
Ность, высокая удельная прочность, неограниченные способности к формованию, не гниёт в воде, стойкий к плесени и древоточцам. Так как идеальных материалов не бывает, то к отрицательным свойствам стеклопластика следует отнести - низкую теплостойкость, склонность к расслоению, чувствительность к сосредоточенной нагрузке, меньшая жесткость, чем у металла.
В такой ситуации выбор материала был задачей конструктора после анализа условий работы изделия в окружающей его среде.
Освоение нового материала предприятие начало с отработки процесса формования изделия из стеклопластика на основе синтетических смол, армированных стеклотканью, методом горячего отвердения. Потом осваивался метод контактного формования, а именно изготовление болвана, матрицы, пуансона, приготовление смолы и стеклоткани, выклейка изделия и фрагментов конструкции, сборка изделия.
Оставив вопросы технологии в стороне, можно сказать, что первый этап освоения нового материала успешно завершился, и предприятие приступило к изготовлению конкретных изделий. Первым таким изделием был опытный отсек, изготовленный в 1957 году для оценки водонепроницаемости стеклопластика, а потом на основе приобретённого опыта в 1958 году на предприятии был изготовлен четырёхвесельный ял, получивший индекс ЯлП4.
Успешное освоение пластмасс получило огласку, и на предприятие стали поступать заказы со стороны на изготовление различных изделий слоЖнОй формы из стеклопластика. Среди заказчиков были ВНИИ Земного Магнетизма, Всесоюзный геофизический трест, ВНИИ Методики и Техники разведки и ряд других организаций. По заказам этих организаций предприятие изготавливало и проводило всесторонние испытания различных специальных гондол.
Первый стемолластиковый ял Ял/74
Гондола для В//Ш Земного Магнетизма |
Эксперимент со стеклопластиком продолжался, и в 1959 году на предприятии приступили к постройке первого катера из стеклопластика. Это был катер СТ-1 - первое пластмассовое судно в СССР, построенное целиком из отечественных материалов промышленного производства.
Катер СГ-7 (6,5/и. 7.6т. бОл. с., 20уз) |
Катер проекта 370У (6,7м, 7,49т, 60ас. 76.5уз) |
В программе всесторонних испытаний конструкций был пункт по проверке стойкости древесины, оклеенной стеклопластиком. Для этой цели серийный катер проекта 370У был изготовлен по новой технологии. Деревянный корпус катера был оклеен стеклотканью, палубу и рубку сделали трехслойной конструкции из стеклопластика. Этот катер получил номер проекта 370Л «Лимузин».
Попутно были проведены испытания нового материала на радиолокационную заметность, для чего был построен цельнодеревянный макет на базе катера проекта 370У и оклеен стеклопластиком.
Катер «Лимузин» (6.7 м. 2.25т. 60а. с.. 20уз) |
Макет для испытания нового ліатериала на радиолокационную залгетност6 |
Успешные испытания оклеенных стеклопластиком катеров и ряд опытов проведенных параллельно с этими испытаниями, позволили предприятию провести и более крупный эксперимент - оклейку корпуса крупного деревянного тральщика.
Для отработки технологического метода формования крупногабаритных стеклопластиковых изделий в 1960 году был изготовлен шестивесельный ял из стеклопластика ЯлПб.
В начале 1960 года ЦКБ-5 получило особый заказ на проектирование прогулочного катера проекта 360 для высших должностных лиц страны. Корпус катера должен был быть из первосортных пород древесины, а надстройка - из стеклопластика, внутренняя отделка должна была быть изысканной, а комплектующее оборудование - новейшим. Между собой этот катер именовался «Хрущёвской яхтой».
Постройку яхты осуществлял завод № 5, а изготовление стеклопластиковых конструкций надстройки и ходовой рубки по заказу завода осуществлял филиал ЦКБ-5 со сборкой надстройки в эллинге завода. Надстройка, для которой делались конструкции, имела длину 17,5 м и ширину 6,3 м и не размещалась ни в одном из производственных помещений предприятия.
Рабочая площадка для выклейка секций прогулочной яхты проекта 360 |
Прогулочная яхта проекта 360 (37.2м. 750т, 2х 4000л. с., 36уз) |
Поэтому выклейка конструкций производилась на заводской территории, а над оснасткой для формования был устроен навес, защищающий рабочую площадку от непогоды. Более мелкие детали формовались в цеху. Так стеклопластиковыми деталями надстройки и ходовой рубки были обеспечены четыре объекта.
С целью проверки стеклопластиковых конструкций на прочность для малого ракетного корабля проекта 901 были изготовлены рубка из стеклопластика трехслойной конструкции и аналогичная рубка из лёгкого сплава.
После проведения полигонных испытаний рубка из стеклопластика показала значительно лучшие прочностные качества, чем её лёгкосплавной аналог. Но в производство пошла рубка из лёгкого сплава. Так как стеклопластиковая конструкция обладала таким отрицательным качеством, как горючесть. В то время ещё не умели делать огнестойкие смолы.
Время экспериментов закончилось, и пришла пора переходить к более сложным катерам. Таким катером стал малый тральщик проекта 354.
Этот тральщик проектировался, как бортовой катер для базового тральщика проекта 264А и предназначался для предварительного протраливания якорных мин. Пластмассовое исполнение придавало ему высокую защищённость по собственным физическим полям, а малое водоизмещение обеспечивало его защиту от гидродинамических мин на малых глубинах. С целью отработки технологии изготовления серийных катеров по головным образцам были построены два варианта катера. Главным конструктором проекта был H. A. Макаров.
Первый катер проекта 354 имел конструкцию корпуса из композитного стеклопластика, второй - проекта 354П имел корпус из стеклопластика, подкреплённый трапециевидным набором на основе пенопласта.
Но по не зависящим от предприятия причинам проектант базового тральщика проекта 264А вынужден был отказаться от катеров, т. к. в результате модернизации водоизмещение проекта 264А выросло более чем на 20 т с ухудшением остойчивости.
Для сохранения остойчивости пришлось отказаться от части оружия на верхней палубе и бортовых катеров. В 1961 году оба катера были переданы заказчику для использования по его усмотрению.
Малый тралыцик проекта 354 из стеклопластика на спусковой дорожке |
Малый тральщик проекта 354
4-8310