ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ
За истекшие пять лет после начала постройки проекта 1398Б пограничники на морских и речных границах Советского Союза получили не одну сотню катеров.
Но нарушители государственных и экономических границ тоже не дремали, они приобретали мощные импортные подвесные лодочные моторы и становились трудноуловимыми для пограничников и инспекторов рыбоохраны.
Для того чтобы держать границы под контролем были необходимы более скоростные оборудованные средствами дальнего обнаружения катера. Это понимали в Главном управлении пограничных войск и в октябре 1973 года выдали техническое
Задание на проектирование нового типа речного пограничного катера, предназначенного для замены проекта 1398Б. Нужен был катер подобный «Аисту», но со скоростью 45-50 км/час (24—27 уз), с радиолокационной станцией, ограниченной до 0,6 м осадкой и водоизмещением не более 6 т. Главная энергетическая установка, движи - тельно-рулевой комплекс и компоновка катера отдавались на усмотрение проектанта для разработки нескольких вариантов катера. Главным конструктором проекта был назначен Е. В. Захаров.
На стадии технического предложения проектантом было разработано шесть вариантов катера различной компоновки и комплектации. Этот проект нового речного пограничного катера получил номер 1408 и шифр «Сайгак». Во всех разработанных вариантах постоянными были главные двигатели ЗД20, материал корпуса - лёгкий сплав и исходные данные, определённые техническим заданием. Варьировались же движительно-рулевой комплекс и общая компоновка.
В части движительно-рулевого комплекса рассматривались варианты с водомётным комплексом и с винтом фиксированного шага, а в части компоновки - расположение ходовой рубки и каюты в носовой или кормовой частях. Три варианта имели по два двигателя.
Материалы проработок с анализом достоинств и недостатков каждого из шести вариантов в январе 1975 года были представлены заказчику на рассмотрение.
В марте 1975 года заказчик сделал выбор варианта для дальнейшей разработки. Этот вариант имел компоновку аналогичную проекту 1398Б и отличающуюся от него наличием гребного винта вместо водомёта и радиолокационной станции. Скорость катера 45 км/час обеспечивалась заменой водомёта на гребной винт. Наряду с пожеланиями о комплектации катера дополнительными техническими средствами и предметами снабжения высказывалось требование по разработке проекта в экспортном исполнении для стран с влажным тропическим климатом. Месяц спустя заказчик выдвинул дополнительное требование о разработке наряду с винтовым вариантом водомётного варианта катера с двигателем повышенной мощности.
Эскизный проект 1408 речного пограничного катера разрабатывался уже в двух вариантах. Один вариант с гребным винтом фиксированного шага и двигателем ЗД20 мощностью 235 л. с., второй вариант с водомётом и двигателем ЗД12Н-520 мощностью 520 л. с. При разработке винтового варианта катера были учтены все требования заказчика по дополнительной комплектации, в результате чего водоизмещение и осадка увеличились, а скорость уменьшилась до 37 км/час. При разработке водомётного варианта катера водоизмещение увеличилось до 8 т, подъёмный вес увеличился на 300 кг, а остальные характеристики полностью соответствовали требованиям технического задания.
Технический проект 7408 речного пограничного катера (77,4м, 8,9 т, 520л. с., 27уз) |
10-8310 |
В июне 1976 года водомётный вариант катера проекта 1408 был утверждён для разработки технического проекта. При разработке технического проекта проектантом впервые в своей практике для снижения гидродинамического сопротивления была применена воздушная каверна. Воздушная каверна создавалась искусственно путём
Речной пограничный натер проекта 74087 «Сайгак» (74,0л, 73,0т, 7000л. с., 38уз) |
Подачи воздуха под днище катера, при этом днище катера должно иметь определённую геометрию, иначе каверна может не дать желаемого эффекта. Применение каверны в проекте 1408 позволило при той же мощности главного двигателя увеличить скорость хода катера на 5 уз.
Желая иметь на борту катера автономный источник электроэнергии, заказчик, ради размещения на катере дизель-генератора, согласился на увеличение водоизмещения и главных размерений в отступление от требований технического задания.
В июне 1977 года технический проект 1408 был представлен заказчику на рассмотрение и утверждение.
Но утверждения не получилось из-за того, что изменилась концепция заказчика. А концепцию заказчика изменило то, что Китайская Народная Республика закупила за рубежом партию патрульных катеров, которые по своей скорости превосходили самые быстроходные пограничные катера Советского Союза. Эти китайские катера патрулировали реку Амур, ту самую на которую в ближайшем будущем должны были прийти новые катера проекта 1408. Стоило ли разрабатывать катера, заведомо уступающие катерам соседа в скорости?
Одним словом, в марте 1979 года проектант получил новое техническое задание на проектирование нового скоростного речного пограничного катера для реки Амур проекта 14081 «Сайгак».
Теперь заказчик ради достижения высокой скорости шёл на изменение своего первоначального технического задания в части главных размерений и водоизмещения.
И такой катер был создан!
Катер проекта 74087на заводской территории |
В июне 1981 года закончились испытания речного пограничного катера «Сайгак», который на скоростных испытаниях получил скорость 70,4 км/час.
Проектанту удалось создать один из самых быстроходных катеров глиссирующего типа.
Этот новый катер принципиально повторял компоновку катера проекта 1408, но для того чтобы в кормовой части разместить двигатель М 401Б на 1000 л. с. потребовалось сделать кап, а для обеспечения потребителей энергией был установлен дизель-генератор-компрессор.
Применение водомётного движительно-рулевого комплекса и отсутствие на корпусе выступающих частей в сочетании с осадкой в 0,65 м обеспечивали катеру хорошую проходимость по мелководью.
На опытном производстве предприятия были построены два опытных катера. Первый катер был готов летом 1980 года, но для того чтобы поставить катер на воздушную каверну, понадобилось более полугода опытно-конструкторских работ с участием проектанта и специалистов ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Природа была милостива к испытателям и предоставила им для испытаний мягкую зиму.
Большая Невка, где проводились испытания, оставалась безо льда всю зиму, что позволило к лету 1981 года довести воздушную каверну до рабочего состояния и завершить заводские испытания.
Осенью 1981 года был построен второй катер.
В процессе согласования технического проекта ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова рекомендовал принять двухступенчатый водомётный движитель с целью повышения эффективности его работы и соответственно повышения скорости хода. К этому времени проектант уже имел опыт работы с двухступенчатым водомётом на проекте 1398 и был убеждён, что сложность изготовления, более высокая стоимость и ненадёжность работы на мелководье сводили на нет положительный эффект, полученный от применения двухступенчатого движителя.
Учитывая, что весьма большая роль при создании катера на воздушной каверне принадлежала ЦНИИ, с его рекомендациями приходилось считаться и искать компромиссное решение, тем более надо было убедить заказчика в своей правоте.
По этой причине первый катер был сделан с одноступенчатым водомётом, а второй - с двухступенчатым. Оба этих катера передавались в опытную эксплуатацию одной из пограничных частей на Амуре. Кроме водомётов подлежал проверке вопрос о способе подачи воздуха, формирующего каверну. С этой целью на опытных катерах для формирования каверны подавался не только воздух от вентилятора, но и выхлоп-
Катер «Сайгак» на Большой Певке замой 79*7 года |
Ю*
Катер проекта 740#7 «Сайгак» на полном ходу
Ные газы от главного двигателя. По результатам эксплуатации нужно было принять решение о типе водомёта и о способе формирования каверны для катеров серийной постройки, которую должен был осуществлять Батумский судостроительный завод.
Уже весной 1982 года по результатам первого этапа опытной эксплуатации стало ясно, что с формированием каверны одинаково успешно справляется как воздух от специального вентилятора, так и выхлопные газы от главного двигателя.
Был выявлен также ряд конструктивных недостатков, которые подлежали устранению до начала второго этапа опытной эксплуатации.
В октябре 1982 года были подведены итоги второго этапа. На этом этапе опытной эксплуатации решили отказаться от двухступенчатого водомёта. Причиной этому был целый ряд обстоятельств:
Скорость первого катера с одноступенчатым водомётом была 70 км/час, второго катера - 65 км/час;
На обоих катерах были случаи обрыва лопастей гребного винта, но на первом катере ремонт было производить гораздо легче и дешевле;
Оба катера на глубинах до 0,7 м при работе двигателя на режиме менее 1200 об/мин одинаково «присасываются» к грунту;
При подходе к берегу на глубинах менее 1,5 м оба катера начинают одинаково засасывать песок, ил и мелкие камни, при этом повреждение двухступенчатого водомёта происходит чаще.
Конечно, были и другие замечания и предложения, все они были внимательно рассмотрены проектантом и в большей части приняты к исполнению и внедрению на серийные заказы.
После опытной эксплуатации пограничных катеров проекта 14081 серийный катер имел одноступенчатый водомёт, разгрузочный клапан для исключения засасывания грунта при подходе к берегу и защитную решётку на входе водомётной трубы. Поддув каверны осуществлялся выхлопными газами главного двигателя, а воздушный вентилятор был ликвидирован. Теперь катер был не на воздушной, а на газовой каверне.
Катер с Сайгах» на трехйалльном волнении
Водоизмещение полное, т |
Ок. 13,0 |
Длина наибольшая, м |
14,05 |
Ширина наибольшая, м |
3,5 |
Высота борта на миделе, м |
1,75 |
Осадка при полн. водоизмещении, м |
Ок. 0,65 |
Экипаж, чел. |
2 |
Число пассажиров, чел. |
4-8 |
Скорость хода, км/ч ок. 70
TOC o "1-5" h z Дальность плавания, км 250
Главный двигатель М-401Б (12ЧСН 18/20)
Номинальная мощность, л. с. 1000
Число оборотов, об/мин 1500
Движитель водомет
Материал корпуса легкий сплав
Катер проекта 74756 |
Водоизмещение полное, т |
Ок. 42,0 |
Длина наибольшая, м |
21,2 |
Ширина наибольшая, м |
3,01 |
Высота борта на миделе, м |
2,25 |
Осадка при полн. водоизмещении, м |
1,2 |
Экипаж, чел. |
8 |
Скорость хода, уз |
Ок. 11 |
Дальность плав., миль ок. 200 (полн. ходом), ок. 500 (эконом, ходом)
TOC o "1-5" h z Мореходность, балл 5
Главный двигатель 1 х ЗД12
Номинальная мощность, л. с. 300
Число оборотов, об/мин 1500
Материал корпуса сталь