ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «ЗК»
В 1918 году из-за отсутствия заказов, по вполне понятным причинам, верфь перестала функционировать.
Те рабочие, которые приехали на верфь из провинции, разъехались по домам. Петроградский контингент ушёл на заработки в другие структуры или был мобилизован в Красную Армию. На верфи остались только те, кому некуда было податься. Они охраняли оставшееся имущество от расхищения и ждали, когда наступят лучшие времена. Ждать пришлось недолго.
Военно-морской флот Балтики был жив, и в конце 1918 года возникла необходимость ремонта катеров как рейдовых, так и бортовых корабельных рабочих и разъездных. Эти работы Революционный совет Балтийского флота поручил верфи Золотова, которая в то время именовалась «Петроградская верфь моторных судов» и управлялась заводским комитетом, в состав которого вошли свои же сотрудники верфи. Помимо катеров балтийских ремонтировались катера Онежской и Чудской флотилий.
В 1922 году, когда начался НЭП, А. Л. Золотов на базе верфи организовал катерно-шлюпочную мастерскую, в которой на правах членов артели работали бывшие сотрудники верфи. Это были люди, которые любили катера, свою верфь и всеми силами, при остром дефиците материалов и комплектующих изделий, старались сохранить производство в надежде на лучшее будущее. Основной продукцией артели были катера для состоятельных лиц, а также приходилось ремонтировать катера как собственной постройки, так и доставшиеся новой России от царского флота. Доходы артели были ничтожны, их едва хватало, чтобы сводить концы с концами и покрывать расходы по содержанию верфи. Так продолжалось до 1928 года.
После окончания гражданской войны и начала восстановления разрушенного хозяйства перед страной стала' задача защиты сухопутных и морских государственных границ. С этой целью в Главном политическом управлении (службе безопасности, которая в 1922-1923 годах входила в НКВД) было создано Главное управление пограничной охраны, а в нём Морской отдел. В функции Морского отдела входила организация пограничной охраны на всех морских и речных границах государства, а также обеспечение соединений Морпогранохраны плавсредствами и всеми видами материально-технического снабжения.
В условиях послевоенной разрухи эта задача была весьма трудно разрешима, так как дееспособные суда были уничтожены во время войны или угнаны за границу. Большая часть малотоннажных судов Балтики осталась в Финляндии или в Прибалтийских государствах. Оставшаяся часть плавсредств была в таком состоянии износа, что с трудом подлежала восстановлению или ремонту. Кроме того, отсутствовала производственная база, так как в результате отделения Финляндии, Латвии и Эстонии судостроительная база страны лишилась многих судостроительных предприятий, а заводы Северо-западного региона, в связи с угрозой захвата германскими войсками, были частично эвакуированы. Другие заводы сильно пострадали в результате интервенции и гражданской войны.
Случилось так, что кроме кустарной мастерской А. Л. Золотова, других предприятий для постройки малых судов для Морпогранохраны в Петрограде и области не
Было. Пограничники предложили Золотову построить серию сторожевых катеров, но он отказался, так как производственные возможности мастерской в те годы, годы разрухи и сплошных дефицитов, тем более для частного предпринимательства, не позволяли выполнить предлагаемый заказ.
К 1928 году, живя в условиях новой экономической политики, страна относительно окрепла. Улучшились производственные возможности и мастерской Золотова, что позволило в марте 1928 года принять заказ на постройку катеров для Морпогран - охраны.
Новые катера для Морпогранохраны проектировались на основе 19-метровых сторожевых катеров, заказанных Морским министерством в 1916 году. Эти катера, построенные в 1918 году и прошедшие проверку в условиях боевых действий, зарекомендовали себя как прочные, маневренные и мореходные катера с достаточной скоростью и вооружением. Кроме того, как уже упоминалось выше, два таких катера использовались в качестве пограничных сторожевых катеров Морпогранохраной Северо-Кавказского военного округа в начале 20-х годов и имели положительные отзывы.
В отличие от сторожевых катеров 1918 года, новые катера имели большую длину, большую мощность двигателей и соответственно большую скорость.
Новый катер получил индекс «ЗК» - Золотов«кий катер.
Новые пограничные сторожевые катера «ЗК» стали охранять государственную границу и исправно несли свою службу до начала Великой Отечественной войны.
С 22 июня 1941 года восемь катеров Черноморского и семь катеров Ленинградского пограничных округов вошли в оперативное подчинение Черноморского и Балтийских флотов соответственно.
Семь черноморских катеров с июля 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Дунайской военной флотилии и принимали участие в обороне устья Дуная. Один катер, ранее принадлежавший Грузинскому пограничному округу, в качестве сторожевого катера был включён в состав Черноморского флота и до 1943 года участвовал в защите коммуникаций и баз у берегов Кавказа.
С сентября 1941 года все катера Дунайской военной флотилии были переведены в состав Черноморского флота и принимали участие в обороне Одессы и Севастополя, а также в защите коммуникаций и баз Крыма.
Два катера участвовали в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 2.01.1942 года. В ходе этой операции один из катеров был уничтожен огнём береговой артиллерии, а другой повреждён настолько, что дальнейшая его эксплуатация была невозможна.
Пять катеров участвовали в Новороссийской десантной операции с 9 по 16.09 1943 года, один из которых принял участие в Новороссийско-Таманской наступательной операции в период с 9.09 по 9.10.1943 года. По результатам этих операций все катера остались в строю.
Пять катеров приняли участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 года. В ходе этой операции два катера были уничтожены огнём
|
/7ограничнш сторожевой катер «ЗА» (79,3 м, 7# т, 2x300л. с., 24 уз). орудие мм. пулемё т 7.62 мм. |
|
Уничтоженный катер «ЗА», Змтиген 7943 год |
![]() |
береговой артиллерии, а один повреждён настолько, что был выведен из дальнейшей эксплуатации.
После окончания Великой Отечественной войны три оставшихся катера были возвращены Морпогранохране НКВД Черноморского пограничного округа.
Семь балтийских катеров с сентября 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Краснознамённого Балтийского флота и участвовали в защите коммуникаций и баз в Финском заливе, в обороне Выборгского залива и островов Бьёркского архипелага. В октябре 1941 года один из катеров затонул у о. Бьёрке в результате столкновения.
После окончания Великой Отечественной войны шесть оставшихся катеров были возвращены Морпогранохране НКВД Ленинградского пограничного округа.