Пермский судостроительный завод «Кама»
В конце 80-х и начале 90-х годов серийное производство катеров проекта 14081 освоил пермский судостроительный завод «Кама».
В 1989 году два серийных катера проекта 14081 были направлены в Тихоокеанский регион на Курильские острова. Там катера подтвердили возможность эксплуатации их в морских районах при состоянии поверхности моря до трёх баллов. Эксплуатация этих катеров в морских условиях позволила выявить их слабые стороны и выработать конструктивные и организационные мероприятия по «оморячиванию» проекта.
Катер проекта 14081 был последним катером, который предприятие проектировало и строило специально для пограничников. Это не означало, что ЦКБ «Редан» прекратило свои отношения с Федеральной пограничной службой. Наоборот, для пограничников производилась значительная часть продукции предприятия, в том числе повторные модификации в 90-х годах катеров проекта РМ376 для Азовского моря и 371У для Чёрного моря. Модификация катера проекта РМ376 заключалась в улучшении мореходности, так как теперь ему предстояло действовать не на реке, а на Азовском море с выходом в Черное. Кроме того, были внесены изменения в оборудование помещений, исходя из специфики нового назначения катера. Этот проект получил номер 03765. Документация была разработана АО «Редан», а постройку производил Сосновский судостроительный завод, тот завод, который уже несколько десятилетий серийно строил катера и все модификации проекта 376.
Повторная модификация катера проекта 371У заключалась в замене главного двигателя на импортный более мощный. Этот катер предполагалось использовать в качестве служебно-разъездного специального назначения для Чёрного моря. Эту модификацию катера выполняло АО «Редан» на основе катера, построенного Рыбинской судоверфью.
В те тяжёлые годы, когда произошёл развал Советского Союза, и фактически прекратилось поступление заказов на постройку катеров, для сохранения конструкторских и производственных кадров активизировалась разработка инициативных проектов.
Одним из таких инициативных проектов были жестко-надувные мотолодки. Эта лодка представляла собой жесткое днище большой килеватости из лёгкого сплава с надувными бортами из прорезиненной ткани и подвесным мотором.
(6,Ом. 7,3т, 70л, с,. 32уз) |
Жестко - надувная /иото/юдка РН-600 для пограничников |
Желая привлечь широкого покупателя, лодки выпускались как спасательные, туристские, десантные, для изыскательских партий, органов правопорядка и других целей. Их явными преимуществами были транспортабельность, большая живучесть,
Пограничный сторожевой катер проекта /77475 (27.2/и, 42,0т, 300ас., 77уз) |
Остойчивость, относительно большая грузоподъёмность при малой массе корпуса и возможность производить безопасную швартовку при большой волне к борту любого плавсредства или причальной стенке. Одними из первых заказчиков на жестконадувные мотолодки стали пограничники.
Эти мотолодки разошлись во все концы России и оказались весьма мобильными, надёжными и непритязательными плавсредствами. Правда, надо сказать, что при конфискации браконьерских орудий лова на Каспии были случаи повреждения острыми крючками надувных бортов мотолодок. С этой целью специально для пограничников Каспия были изготовлены цельнометаллические мотолодки, где прорезиненную ткань надувных бортов заменил лёгкий сплав.
В конце 70-х годов на базе рейдового катера проекта Р1415 (Фламинго) началась разработка его модификации — пограничного сторожевого катера проекта П1415 (14155) «Кулик». Главным конструктором проекта был H. H. Трапезников. Катер «Кулик» отличался от базового проекта тем, что имел вместо грузового трюма в корме служебное помещение (класс для занятий), на крыше рубки площадку под прибор ночного видения, в корме на открытой палубе — площадку для установки прожектора или оружия.
Постройка катера производилась на опытном производстве филиала ЦКБ «Восток», но корпус был построен на Сосновском судостроительном заводе и доставлен в Ленинград для достройки. В 1977 году катер прошёл испытания и был принят в состав морских частей пограничных войск. Серийную постройку осуществлял Соснов - ский судостроительный завод.
Катера проектов 18623 и 18627 строились не для пограничников, но волей случая попали в подчинение морских частей пограничных войск.
В начале 90-х годов, когда ЦКБ «Редан» ещё имело высокий научный потенциал и успешно совмещало научные и производственные технологии, поступил заказ от Госкомрыболовства на проектирование и постройку катеров для службы рыбоохраны. Эти катера предназначались для несения патрульной службы на реке Ахмур и в Азовско-Черноморском бассейне.
ТГатрумный катер рыбоохраны проекта 7S627 «Мустанг» (75,Sm, 7Sm, 7500л. с., 40уз) |
Создание этих катеров совпало с организацией финансово-промышленной группы «Скоростной флот», куда наряду с другими предприятиями судостроительного профиля вошли ОАО «Редан» и производитель судовых дизельных двигателей ОАО «Звезда», что предопределило комплектацию катеров двигателями.
На оба катера были поставлены дизельные двигатели М470М мощностью 1500 л. с. производства ОАО «Звезда».
Постройка корпуса катера проекта 18627 «Мустанг» производилась в Санкт - Петербурге на ОАО «Петрозавод», а достройка этого и постройка ещё двух катеров - на опытном производстве АО «Редан». Этот катер предназначался для службы на реке Амур.
Корпус катера был сделан из лёгкого сплава, имел просторную ходовую рубку, одноместную и четырёхместную каюты, санузел и камбуз. В кормовой части размещалась жестко-надувная мотолодка с подвесным мотором для высадки досмотровых групп.
Катер в режиме патрулирования имел повышенную автономность, отличался динамичным разгоном, превосходной манёвренностью, управляемостью и мореходностью до пяти баллов. Импортный водомётный движитель позволял эксплуатировать катер на мелководье с глубиной 0,8—1,0 м.
Катер проекта 18623 «Мустанг-2» предназначался для Азовско-Черноморского бассейна и строился на производстве АО «Редан». Для постройки катера был использован недостроенный корпус моторной прогулочной яхты проекта 02090 из лёгкого сплава. Этот корпус длиной 16 м пришлось удлинить до 20 м, это удлинение было не очень конструктивным и вызывало опасение гидромехаников в части нарушения ки - леватости в кормовой части. Опасения оказались напрасными, и катер из-за этих доделок не потерял своих ходовых и маневренных качеств.
Катер имел просторную ходовую рубку, две каюты для офицерского состава, кубрик, кают-компанию, камбуз, санузел и душевую, а также открытый мостик и просторную палубу, на которой размещалась жестко-надувная мотолодка с подвесным мотором для высадочных и досмотровых операций.
Катер мог быть вооружён артиллерийским и стрелковым оружием, что и было сделано на втором и третьем катерах, которые строились уже по техническому заданию пограничников.
Два двигателя и два импортных водомётных движителя придавали катеру отличные динамические качества — высокую скорость, минимальное время разгона и отличную маневренность. Форма корпуса и удачное распределение нагрузки позволя-
Гак выглядел удлиненный корпус моторной прогулочной яхты проекта 02090применительно к проекту 7Я623 |
А/ифибиинш катер «Мест» |
Водоизмещение полное, т |
1,42 |
Скорость хода, км/ч |
60 (над водой) |
Длина наибольшая, м |
6,72 |
90 (над твердым экраном) |
|
Ширина наибольшая, м |
2,8 |
Дальность плавания, км |
250 |
Высота борта, м |
0,4 |
Главный двигатель |
ГАЗ-24Д |
Высота ГО, м |
0,35 |
Номинальная мощность, л. с. |
95 |
Экипаж, чел. |
1 |
Число оборотов, об/мин |
4500 |
Число пассажиров, чел. |
3 |
Материал корпуса |
Легкий сплав |
Катер проекта 76627 |
Ок. 18 |
Дальность плавания, миль |
500 |
15,8 |
Автономность, сут. |
3 |
3,8 |
Мореходность, балл |
5 |
0,7 |
Главный двигатель |
М470 |
3 |
Номинальная мощность, л. с. |
1500 |
4 |
Движитель |
Водомет |
40 |
Материал корпуса |
АМг |
Водоизмещение, т Длина, м Ширина, м Осадка, м Экипаж, чел. Спецперсонал, чел. Скорость хода, уз |
/7атрумный катер рыбоохраны проекта 7S623 лМустанг-2'» (20,0 м, 35,5т. 2к 7500л. с.. 45уз) |
Ли развивать высокую скорость на волнении до трёх баллов и безопасное плавание до пяти баллов.
После того как катера были переданы заказчику и ещё не успели уйти с территории АО «Редан» произошло событие, изменившее судьбу катеров. А событие это заключалось в том, что функции рыбоохраны перешли в ведение Федеральной пограничной службы, и весь флот, выполнявший эти функции, перешёл к морским частям пограничных войск. Катер проекта 18623 по внутренним водным путям был отправлен в Астрахань, успешно преодолел этот путь и стал пограничным патрульным катером на Каспийском море. Новые владельцы были приятно поражены его ходовыми и маневренными качествами, неприятно были поражены этим нарушители законов, которые прозвали этот катер «Чёрным мустангом».
Вполне справедливо можно назвать создание этих катеров «лебединой песней» когда-то известного в Советском Союзе и за рубежом коллектива. Они были последними проектами высокоскоростных патрульных катеров, созданных в стенах АО «Редан» и вобрали в себя все лучшие достижения в многолетней деятельности предприятия. Главным конструктором этих катеров был A. B. Круговенко.
В то время, когда Совет министров и ЦК КПСС поставили задачу широкого промышленного освоения районов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера, филиал ЦКБ «Восток» откликнулся на эту задачу созданием нового транспортного средства для обеспечения грузопассажирских перевозок в названных районах. Этим транспортным средством был катер на воздушной подушке, который мог наряду с вертолётами, аэросанями и вездеходами эффективно обслуживать регионы, не оборудованные дорогами. В народном хозяйстве уже были аналогичные катера, но из-за сложности и высокой цены не получили широкого распространения.
Алнр(/6((1/ны1/ ка/пер ни воздушной подушке «Хлёст» (6,0/и, 7,2т. 75/1.с., на воде 24 уз, на /иду 32 уз) |
Проектированием этого катера занимались специалисты ЦКБ «Восток» и его филиала, а постройкой опытной натурной модели катера занималось производство филиала ЦКБ «Восток». Этот катер получил название «Клёст». Главным конструктором был В. Д. Рубцов.
Для того чтобы сделать этот катер дешёвым и общедоступным, проектант для его постройки использовал самые распространённые недефицитные материалы. Корпус был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава с применением контактной сварки и минимальным объёмом клёпки. Форма корпуса была упрощена и изготовлена из плоских секций.
В части комплектации катера был полный отказ от применения авиационного оборудования, винта с изменяемым шагом, гидравлических систем управления и всего того, что удорожало стоимость постройки, усложняло ремонт и снижало надёжность изделия. Всё это являлось причиной, ограничивающей широкое применение в народном хозяйстве амфибийных судов на воздушной подушке.
На этом же катере в качестве главного двигателя был принят автомобильный карбюраторный двигатель мощностью 75 л. с. Для передачи мощности использовалась простая и надёжная трансмиссия, состоящая из шкивов и поликлиновых ремней, позволяющих одновременно редуцировать частоту вращения осевого нагнетателя и двух осевых вентиляторов-движителей.
Состав оборудования установленного на катере был минимальным необходимым только для того, чтобы обеспечить работу катера по назначению.
Опытная натурная модель была построена и испытана в филиале ЦКБ «Восток». В процессе её создания были отработаны основные конструкторские решения и тактико-технические элементы. В 1982 году был разработан технорабочий проект амфибийного катера на воздушной подушке «Клёст-2», который мог оказывать медицинскую помощь и перевозить людей, малогабаритные срочные грузы и почту по мелководным несудоходным акваториям и заболоченным местам, а также по суше, льду и снегу. Но до серийной постройки дело не дошло по причинам, которых в эпоху развитого социализма было больше чем достаточно. А в эту главу опытный амфибийный катер «Клёст» попал потому, что после завершения всех работ стали решать его судьбу и в результате отдали его пограничникам, где он и отслужил положенный ему срок.
В заключение можно вспомнить пограничные катера, о которых говорилось выше. Это бортовой рабочий катер проекта 14022 и служебно-разъездной катер проекта 18602П. Бортовой катер проекта 14022 предназначался для доставки топлива на
Служебно-разъездной натер проекта 76602/1 на ходу |
Пограничные заставы, расположенные на труднодоступном необорудованном причалами берегу, и являлся модификацией большого корабельного рабочего катера проекта 1402Б, а служебно-разъездной катер проекта 18602П - модификацией спасательно-разъездного катера проекта 18602 комплекса «Буревестник».