О малых катерах
Закончилось повествование о малых катерах. Я рассказал все, что мне было известно, а если чего и не договорил, то я этого просто не знаю. Правда, я знал, но не рассказал ничего о таких проектах, как: мелкосидящий буксир-толкач проекта 81354, катер-торпедолов проекта 1388, большой гидрографический катер проекта 19920, охранные суда специального назначения проектов 12680 и 14900 только потому, что они не были малыми катерами и имели длину более 20 м.
К рассказанному хочу добавить, что это не единственная номенклатура проектов разработанных специалистами КБ, и изделий, построенных на опытном производстве ЦКБ «Редан».
Автор только слегка коснулся такой обширной тематики как спасательная техника, а она была почти половиной производства ЦКБ «Редан».
После создания в 1933 году на Петровском острове «Судостроительной верфи морпогранохраны» туда переместился и центр отечественного катеростроения, а за цехом № 6, из которого с годами сложилось ЦКБ «Редан», навсегда осталось производство спасательных шлюпок.
В течение десятилетий бывший цех № 6 претерпел ряд организационных изменений, пока не превратился в базовую организацию по созданию морской спасательной техники в отрасли.
Пластмассовая спасательная шлюпка с ручным механическом приводом гребного винта - продукция филиала ЦХБ'б |
Закрытая спасательная шлюпка из лёгкого сплава |
Проверка размещено, я людей в пластмассово спасательной шлюпке ручным механическил приводом на винт
Закрытая спасательная и разъездная радиофицированная шлюпка для рыбопромысловой базы «Восток* |
За годы становления бюро конструкторский коллектив накапливал практичен кий опыт, опираясь на исследовательские работы в этой области и печальный опы морских трагедий, совершенствовал конструкции спасательных шлюпок, создава новые образцы лучше прежних.
В числе таких шлюпок были шлюпки для морских судов всех типов, нефт£ наливных судов, промысловых плавучих баз, специальные шлюпки для ледоколо! приспособленные для плавания в Арктике, лодки, десантируемые с самолётов, и мне гие другие.
А начинал коллектив свою деятельность с создания простых деревянных весел! ных спасательных шлюпок.
Прошло время, и деревянные конструкции уступили место конструкциям ИЗ лё1 ких сплавов и пластмасс, вместо вёсел появились ручные механические приводы гре( ного винта, а впоследствии и двигатели внутреннего сгорания, совершенствовалас внутренняя компоновка, появились жесткие закрытия, улучшались мореходные ке чества шлюпок.
Закрытая спасательна, шлюпка для ледоколов, разработанная для зкеплуатации в арктических широтах |
Испытана* спасательной шлюпка. Проверка разобщения гаков под нагрузкой а прочности корпуса при сбросе закрытой шлюпки в воду с высоты три л<етра |
Проводилась работа в направлении создания безопасности и относительного комфорта для людей, попавших в беду. Достаточно вспомнить, что первые лёгкосплавные спасательные шлюпки с ручным механическим приводом гребного винта и моторные сохраняли плавучесть в случае даже полного затопления водой.
Потом появились полностью закрытые моторные шлюпки, способные защитить людей не только от заливания водой, но и от горевших на воде нефтепродуктов и плотной задымлённости атмосферы, притом шлюпки были самовосстанавливающиеся в случае опрокидывания.
Дальше шлюпка превращалась не только в средство спасения людей с гибнущего судна, но и в средство, обеспечивающее выживание людей, попавших в океанскую стихию.
Спасательная шлюпка превращалась в автономное плавсредство неограниченного района плавания, в отрыве от судна она имела все, что обеспечивало нормальную техническую эксплуатацию шлюпки и выживание попавших на неё людей. Шлюпка имела дизельный двигатель, не глохнувший даже в случае опрокидывания, радиосвязь с внешним миром и разнообразные средства аварийной сигнализации, а также запасы продовольствия, консервированной пресной воды, медикаментов и различные предметы, обеспечивающие выживание человека в безлюдном море.
Проверка салювосстановления спасательной шлюпки в процессе проведения испытаний |
21 - 8310 |
Прежде чем доверить жизнь людей этому маленькому плавсредству и превратить его в средство спасения человеческой жизни на море, коллектив предприятия, помимо общесудовых требований отрабатывал целый ряд специальных задач. Такими задачами были способы и пути эвакуации людей с судна и размещение их в шлюпке, способы подъёма людей с воды, возможность их эвакуации из шлюпки различными способами, в том числе и при помощи вертолёта, обеспечение безопасности плавающей шлюпки для людей, находящихся в воде.
Проверка прочности корпуса при ударе о стенку Заполнение спасательной шлюпки водой при испытании
На непотопляемость
После теоретических изысканий с момента постройки шлюпки начинались её всесторонние испытания. Проверялось на практике время заполнения шлюпки людьми и удобство их размещения, время и способы их эвакуации из шлюпки и возможность подбора плавающих людей из воды.
Проверялась прочность шлюпок путём ударов её о вертикальные сооружения и подвески с избыточным грузом за две точки, а также путём сброса её с высоты в воду. Работоспособность двигателя проверялась после проведения испытаний на самовосстановление перевёрнутой шлюпки. В заключение проводились мореходные испытания при различной балльности моря.
Для танкерных шлюпок дополнительно проводились огневые испытания, при которых проверялись:
Эффективность защиты людей от высоких температур и задымлённости;
Огневые испытания спасательной танкерной шлюпки
Якорная буйковая гидрофизическая станция предупреждения о цунами проекта 79720 во время испытаний |
Работа системы орошения наружной поверхности шлюпки и термоизоляция корпуса;
Система создания избыточного давления внутри шлюпки.
Кстати, специалистами предприятия были разработаны специальные огнезащитные вспучивающиеся покрытия для предохранения шлюпки за время спуска в горящую нефть.
И только после таких всесторонних испытаний проект шлюпки передавался серийным заводам для постройки и комплектации морских судов.
За время деятельности ЦКБ было создано более пятидесяти типов и типоразмеров спасательных шлюпок вместимостью до 90 человек, и большая часть этих шлюпок была создана под руководством главного конструктора Д. А. Черногуза, а меньшая часть — Ю. И. Никифорова.
Помимо спасательных шлюпок на предприятии проводились работы по созданию спасательных средств для плавучих полупогруженных буровых установок и
Дистанционно управляемый плот для энергообеспечения Самая современная по состоянию на середину
Аварийных судов в открытом море 80-х годов пластмассовая спасательная шлюпка
21*
Хатер проекта ЗС4-22
TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т 4,55 Длина, м 6,5
Ширина, м 2,2
Высота борта, м 1,2
Скорость хода, уз 6,5
Мореходность не ограничена Непотопляемость обеспечена воздушными отсеками
Кол-во пассажиров, чел. 22 Двигатель, л. с. дизель, 30
Средств эвакуации пострадавших и экипажей с аварийных судов в штормовом и спокойном море. Разрабатывались устройства для энергообеспечения судов в открытом море, и был разработан целый ряд жестких спасательных плотов и систем автоматического газонаполнения спасательных жилетов и плотов.
Помимо спасательной техники проводились работы по созданию средств защиты кораблей от ракетного оружия и враждебного внешнего воздействия. Из продукции гражданского назначения были построены несколько типов гидрофизических станций, предметы судовых дельных вещей, водные аттракционы, предметы спортивного инвентаря, и было разработано большое количество нереализованных проектов катеров и шлюпок различного назначения.
Юридически конструкторское бюро ОАО «Редан» прекратило своё существование в 2006 году, превратившись в самый заурядный конструкторский отдел с неполным десятком конструкторов при полукустарном производстве ОАО «Редан».
Это произошло ровно через 50 лет со дня организации ЦКБ!