КАТЕР С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ
В процессе борьбы за скорости на волнении и комфортность плавания проектанты ЦКБ «Редан» вышли на тип судна, который носит название полупогруженное или подповерхностное. Обычно такие суда бывают многокорпусные, а многокорпусное - это такое судно, сила поддержания которого обеспечивается не менее чем двумя корпусами, соединёнными прочной конструкцией в надводной части. Если у судна два корпуса, то оно называется катамаран, а если три — тримаран.
В своей практике коллектив предприятия уже имел дело с катамараном, когда по заказу нефтяников Сибири из двух корпусов речных буксирных теплоходов проекта 1606 был изготовлен катамаран проекта 1606К. Целью создания такой конструкции было желание заказчика иметь большую площадь палубы для использования с целевым назначением.
Но проектантов ЦКБ интересовали вопросы улучшения ходовых качеств при плавании на волнении, а именно, достижения плавной качки с малыми амплитудами в широком диапазоне скоростей, улучшения остойчивости и управляемости. Привлекала также возможность иметь относительно большую площадь палубы и вместимость помещений. Для того чтобы достичь всех этих качеств, мало было соединить два корпуса, нужно было ещё обеспечить малую площадь ватерлинии.
В судостроении малая площадь ватерлинии достигалась путём погружения несущего корпуса или гондолы под воду и крепления на нём надводной платформы при помощи стоек обтекаемого сечения. Таким конструктивным сочетанием достигалась повышенная остойчивость, и снижалось волновое сопротивление.
Проектно-конструкторские изыскания специалистов ЦКБ «Редан» закончились разработкой проекта базового катера с малой площадью ватерлинии под шифром «Турпан». Одним из катеров на базе проекта «Турпан» был пограничный патрульный
Модель пограничного патрульного катера с малой площадью ватерлинии для реки Амур (24м, 730т. ", V |
Модель пассажирского катера с малой площадью ватерлинии (27,5м. 740 т, 2к5000л. с., 40уз) |
Катер для реки Амур, как самое подходящее судно для потенциального заказчика. Такой катер мог при волнении развить хорошую скорость, а в виду малой амплитуды качки мог бы принять на палубу вертолёт.
Характерной особенностью конструкции такого катера были две подводные гондолы и надводная платформа, которая соединялась с каждой из гондол сплошной стойкой обтекаемого профиля. От гондол до платформы стойки имели минимальные площади сечения, такие, которые позволяли условия прочности и геометрия обтекаемого профиля. Гондолы, находясь под поверхностью воды, были мало подвержены влиянию волнения на поверхности моря и волновому сопротивлению при движении катера, а профилированные стойки разрезали волну и мало способствовали волнообразованию, кроме того, благодаря широко расставленным корпусам удавалось сохранить повышенную остойчивость.
Благодаря этим конструктивным особенностям удавалось уменьшить амплитуду и увеличить период вертикальной и бортовой качки, сохранить скорость на волнении и получить просторную палубу и помещения большой вместимости.
Другим проектом, разработанным на тех же принципах, был пассажирский катер с малой площадью ватерлинии. Это был пассажирский катер на 100 пассажиров, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных линиях. Отличительной особенностью этого катера были высокие мореходные качества без большой потери эксплуатационной скорости.
Если на тихой воде катер мог ходить со скоростью 40 уз, то на пятибалльном волнении скорость была 32 уз. Это снижение скорости было сделано для того, чтобы сохранить комфортные условия пребывания пассажиров на борту катера.
Работой по проектированию судов с малой площадью ватерлинии (СМПВ) специалисты ЦКБ занимались в конце 80-х годов.
Возникает вопрос, почему большинство работ, связанных с новой техникой, пришлись на 80-е годы? Ответ здесь простой, потому что к этим годам коллектив достиг такой творческой зрелости, что ему стало по силам одолеть своего вечного противника — сопротивление воды движению катера и препятствия, создаваемые взволнованной поверхностью моря.
Справедливо будет отметить, что руководство ЦКБ и Минсудпрома не только не препятствовали, но и поощряли желание проектанта освоить новые достижения науки и техники, вырваться на творческий простор из рамок стандартного катеростроения. Для осуществления новых творческих идей всегда предоставлялись средства государственного бюджета. И не вина участников этого творческого процесса, что их идеи и наработки не были реализованы.
К сожалению проектно-конструкторские работы в области создания новых судов с малой площадью ватерлинии, которые проводились в конце 80-х годов, остались на бумаге из-за отсутствия финансирования.