ГОДЫ ЗАКАТА
Пятая заключительная часть повести рассказывает о тех годах, когда стал иссякать творческий потенциал ЦКБ «Редан» из-за ухода с предприятия самых способных и творчески ориентированных сотрудников.
Их уход был обусловлен тем, что старая экономическая система разрушилась, а новая ещё не успела сформироваться. Заказчики не знали, что надо строить и в каком количестве, финансирование работ прекратилось. ЦКБ «Редан» осталось без заказов.
Не позаботилось ЦКБ и о защите своих авторских прав, в период агонии некоторые предприятия продолжали использовать интеллектуальный продукт ЦКБ «Редан». Сосновский судостроительный завод продолжал постройку и владел технической документацией проектов 376 и 1415 всех модификаций, Рыбинский судостроительный завод - проектом 14700, Батумский судостроительный завод — проектами 1390 и 1398Б, пермский завод «Кама» — проектами 14081 и 14084, Свирская судоверфь — проектом 87 МК и так далее.
После того как исчезли государственные заказы, и прекратилось финансирование по государственному бюджету научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предприятию ничего не оставалось делать, как перейти на единичную постройку судов, хотя из-за отсутствия финансирования не была проведена необходимая подготовка производства. В условиях неподготовленного производства издержки не могли покрывать доходы от реализации.
Денег на зарплату сотрудникам не стало, и начались вынужденные отпуска, которые дали возможность искать другую работу.
И вот началось «расползание» самых лучших кадров. Это происходило в тот период, который называют «периодом выживания». Пока не было государственных
Территория ЦХЕ »Редан» в конце #0-х годов
Санкт-Петербург, Приморский проспект дом 46. Проходная и ворота акционерного общества открытого типа &Редан•* в конце 90-х годов. |
Генеральный директор акционерного общества открытого типа оРедан» С. П. Абрамов на территории предприятия |
Заказов, предприятие выручали частные, такие как 371У, Р376, 396Д и другие, работы по которым в основном заключались в модернизации, ремонте и переоборудовании катеров для частных владельцев. Выли, конечно, и новые проекты, но они, к сожалению, были единичные. Известно, что стоимость постройки единичного катера бывает много выше серийной, так как включает в себя стоимость технологического оборудования и оснастки. Чем меньше серия, тем выше цена серийного катера, а единичный катер мог стоить в два раза дороже серийного, покупку которого не каждый мог себе позволить.
В первой половине 90-х годов действовала ещё инерция творческого потенциала, которая угасала вместе с уходом специалистов к концу 90-х годов. Благодаря этому потенциалу в первой половине 90-х годов были разработаны такие проекты, как 11190, 13987, 18623, 18627, 18629, 58504. Проекты были хорошие, но началась деградация производства, качество постройки ухудшилось, производственная квалификация рабочих упала в связи с уходом хороших мастеров, усилились воровство и пьянство, сдача и испытания катеров проводились на низком профессиональном и техническом уровне.
В прежние годы ЦКБ «Редан» было опытным предприятием, на нём проектировались суда, и отрабатывалась технология постройки, и судно доводилось до готовности к серийной постройке. Предприятие в такой ситуации могло позволить себе быть нерентабельным. Теперь, когда предприятие не по своей воле перешло на единичную или малосерийную постройку судов, производство должно было приносить прибыль, чтобы обеспечить дальнейшее своё существование.
Угасанию предприятия, которое до конца 80-х годов находилось на подъёме, не помогла и его приватизация в декабре 1993 года, которое стало теперь АООТ «Редан» во главе с генеральным директором С. П. Абрамовым. Не остановило процесс угасания и вхождение в 1994 году в ФПГ (финансово-промышленную группу) «Скоростной флот» и последующее дробление с выделением в январе 1999 года из акционерного общества открытого типа новой структуры - ЗАО «Редан-КБ» (закрытого акционерного общества). Окончательно ЗАО «Редан-КБ» закончило своё функционирование в
июне 2003 года, когда ушёл С. П. Абрамов, а конструкторское бюро было переведено в ФПГ «Скоростной флот» и стало именоваться КБ ФПГ «Скоростной флот», хотя фактически осталось на прежнем месте.
В числе сотрудников АО «Редан» появились новые люди, новые не только на предприятии, но и, по моему мнению, новые в той части отрасли, которая занималась проектированием, конструированием и постройкой судов. Соответствующим было и их отношение к судьбе предприятия.
Несмотря на то, что КБ юридически принадлежало ФПГ «Скоростной флот», фактически оно подчинялось генеральному директору АО «Редан» со всеми недоразумениями, вытекающими из такого положения.
В 2004 году конструкторское бюро в ФПГ «Скоростной флот» было ликвидировано.
Для управления архивной документацией и выполнения ограниченной номенклатуры проектных и конструкторских работ при АО «Редан» было образовано КБ из тринадцати человек.
Правопреемником ЗАО «Редан-КБ» с июня 2003 года стало ОАО «Редан», которое на тормозах стало «спускать в могилу» гордость отечественного катеростроения - ЦКБ «Редан».