Производство керамики
ПРИНИЦИПИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИКИ
Склад сырья
Массозаготовительный цех
Формовочный Гипсолитейный
цех
Оправка и приставка деталей
Роспись до утильного обжига
Утильный обжиг
Подглазурная роспись
Глазуровка
Политой обжиг
фаянс, майолика
Сортировка склад
Надглазурная
роспись
Муфельный обжиг
Сортировка
Литьё изделий из шликера.
Устойчивая текучая смесь глины с водой, предназначенная для литья в гипсовые формы, называется шликером.
Шликер должен удовлетворять многим требованиям:
- должен иметь низкую вязкость для обеспечения хорошей текучести наливных изделий
- давать высокое качество сливных и наливных изделий
-иметь низкую скорость оседания
-обеспечивать возможность быстрого высвобождения изделий из формы
-обеспечивать низкую усадку изделий при сушке и высокую прочность в высушенном состоянии
- иметь удовлетворительную скорость набора черепка
- должен быть свободен от пены, газовых пузырьков и т. д.
Способы литья.
Литьё осуществляется наливным и сливным способом.
При наливном способе шликер заливают в две специальные формы. Заполнив объём между двумя поверхностями, ему дают загустеть, подливая его до верхнего уровня формы по мере всасывания. Конфигурация внутренней поверхности деталей формы определяет конфигурацию всего тела изделия, а расстояние между внутренними поверхностями гипсовой формы – толщину сырого черепка.
Итак, процесс литья состоит из следующих этапов:
1) Очистка формы от сушья.
2) Сборка формы.
3) Продувка воздухом.
4) Установка на столе.
5) Заливка формы шликером.
6) Набирание черепка изделия.
7) Слив избытка шликера.
8) Подвялка изделий в форме.
9) Обрезка излишка массы.
10) Выбивание изделия из формы.
11) Зачистка краёв изделия губкой.
12) Приставка на шликер деталей.
13) Сушка.
14) Оправка.
15) Сухая зачистка.
Сливной способ проще, так как шликер соприкасается лишь с одной поверхностью формы, зато при этом расход шликера больше. Кроме того, толщина стенок будет неодинакова. Этот способ применяется для литья мелких и тонкостенных изделий.
Другие способы производства керамических изделий
Литьё – не единственный способ производства керамики.
Один из самых древних способов изготовления изделий из глины – это лепка. Для того чтобы изделие получилось качественным, прежде всего нужно правильно подготовить глину: хорошо её очистить, выдержать (дать отлежаться), придать её нужную жирность и влажность, перемять, довести до нужной степени пластичности.
Методом ручной лепки обычно изготовляются штучные, высокохудожественные изделия или мелкие предметы: украшения, сувениры.
Другой способ, пришедший к нам из древних времён –обмазывание. Когда-то наши предки покрывали изнутри глиной каркасы, сплетённые из прутьев, чтобы после обжигания на костре получить прочные, не пропускающие воду ёмкости. На них снаружи оставались следы от прутьев, по этим следам учёные и определили, как изготовлялись подобные предметы.
Однако, обмазать форму глиной можно не только снаружи, но и изнутри. Такой метод сродни отливке изделий из шликера, но для него используют глину той же степени влажности, что и для лепки. Форма же должна быть сделана из материала, хорошо впитывающего влагу: из дерева, гипса и т.п. Этот способ формовки применяется, когда нужно получить небольшое количество изделий соответствующей формы. Глина в этом случае высыхает быстрее, но сам по себе процесс более трудоёмок, чем шликерное литьё.
Существует и другой способ формовки керамики, связанный с обмазыванием глиной. На территории нынешней Японии были найдены сосуды с узором, нанесённым изнутри. Непонятно было, для чего наносить орнамент там, где его никто не увидит. Оказалось, однако, что этот рисунок был не орнаментом, а лишь оттиском жгута, который применялся при изготовлении сосуда.
Этот способ иногда используют и современные керамисты: на штырь нужной толщины наматывается верёвка по форме будущего изделия так, чтобы начало её оказалось вверху, снаружи. Затем всё сооружение обмазывается мягкой глиной. После её высыхания верёвка аккуратно вытаскивается за оставленный конец. Таким образом можно получить изделие любой формы, главное, чтобы размер внешнего диаметра штыря нигде не превышал размера внутреннего диаметра горловины сосуда.
Способ, часто применяемый для изготовления панно, украшений или накладок для различных керамических изделий – нарезка из пласта.
Пласт нужно раскатывать на ровной поверхности скалкой или при помощи специального приспособления, похожего на ворот для отжимания белья. Из готового пласта нарезают основы под панно или более сложные фигуры с помощью специального резака или формы. После некоторого подсыхания к пласту при помощи шликера крепятся мелкие детали.
Во избежание перекоса при сушке или обжиге, толщина пласта обязательно должна быть равной на всём протяжении. Слишком толстый или тонкий пласт также непригоден для работы – он перекосится или растрескается. Если глина будет слишком сухой – она потрескается при раскатывании, слишком влажная глина будет прилипать к поверхности.
Наиболее часто в гончарном деле применяется способ выкручивания изделия на гончарном круге. При этом особенно важно точно отцентровать основу изделия на круге и выдержать правильную толщину стенок.
Самый дешёвый и поэтому самый употребляемый в промышленном производстве способ – штамповка. Этот процесс давно автоматизирован и штампованные керамические изделия выпускаются поточным методом с использованием конвейера.