ПЕРЕКАЧКА ОСАДКА
В ряде случаев возникает необходимость передавать сброженный или сырой осадок до его обезвоживания на довольно большое расстояние от очистной станции. Перекачивают его по напорным трубопроводам, так как этот способ транспортирования является наиболее дешевым и гигиеничным.
Ил представляет собой структурную двухфазную жидкость; гидравлический режим движения ее по трубам может отличаться от режима движения чистой или сточной воды. Наиболее важными характеристиками движения ила в трубах являются крупность частиц, влажность, зольность, температура и вязко-пластичные свойства.
Осадки сточных вод, как и некоторые другие массы (торфяная гидромасса, меловые суспензии, угольная гидромасса, строительные растворы и т. п.), относятся к структурным или пластичным телам. Они занимают промежуточное положение между вязким и упругим телом.
Течение осадков сточных вод подчиняется закону Шведова — Бин - гама
Т = xdvldr-~ т0,
Где т— касательное напряжение; г] — коэффициент вязкости; v— средняя скорость течения; г — внутренний радиус трубы; т0 — динамическое сопротивление сдвигу.
Вязкость и - динамическое сопротивление сдвигу осадка сточных вод зависят от его влажности (рис. 4.77).
При малых скоростях движения осадков сточных вод в трубах потери напора значительно превышают потери напора при движении одно
родных жидкостей, при больших скоростях эти потери близки по величине.
Для оценки характера и закономерностей течения вязкопластичных жидкостей, таких как глинистые растворы, меловые суспензии, торфяная гидромасса, осадки сточных вод и др., пользуются критериями подобия.
90 92 9Ь 96 97 Влажность осадка, % |
Рис. 4.77. Зависимость вязкости и динамического сопротивления сдвигу осадка от его влажности (по данным Ю. М. Ласкова) |
Re' |
0,01 |
Ю" |
Ю |
Ю |
Ю-
Рис. 4.78. Зависимость коэффициента сопротивления X от обобщенного критерия Рейнольдса Re*
Обобщенный критерий подобия течения вязко-пластичных жидкостей записывается в следующем виде:
1
Л +_L.
(4.123) |
Re* |
Pvd 6 pv2
Где Re* — обобщенный критерий Рейнольдса; р — плотность' массы; V — скорость движения массы; D — диаметр трубопровода.,
Заметим, что при то = 0 критерий Re* переходит в обычный критерий Re.
На рис. 4.78 приведена зависимость коэффициента сопротивления трения X от обобщенного критерия Рейнольдса Re*. Из этого графика следует:
1) при движении осадков в трубах наблюдаются два режима — структурный и турбулентный; переход от структурного режима к турбулентному происходит при Re*p =2000...5000;
2) при структурном режиме коэффициент X может определяться по формуле
Я, = 64/Re*;
3) при турбулентном режиме коэффициент X практически не зависит от величны Re*; потери напора при движении осадков и однородных жидкостей практически одинаковы и коэффициент X может быть определен по любой квадратичной формуле, используемой при расчете канализационной сети.
Для определения потерь напора hn в илопроводе при любом режиме течения следует пользоваться формулой Дарси — Вейсбаха:
* і 1 К = Ь — • г - , D 2 g
Где X — коэффициент сопротивления трения по длине, определяемый для различных режимов течения по-разному; I — длина илопровода;
4.79. Зависимость критической влажности осадка
Рис. 4.80. Зависимость коэффициента местных сопротивлений £ от обобщенного критерия Рейнольдса Re* (по данным Ю. М. Ласкова)
Тр% м/ч 2,5 |
/ ——---------------- 90 91 92 93 94 96 96 9? Влажность осадка, X |
Рис. |
Скорости от |
1 и 4 — для крестовин на повороте при диаметре труб соответственно 100 и 150 мм; 2, 7 и 8 — для колен при диаметре труб соответственно 100, 200 и 150 мм; 3 и 5 — для тройников при повороте для диаметров труб соответственно 100 и 150 мм; 6 — для перехода а!=150 мм; 9 —для тройника при переходе 100 мм
B — диаметр илопровода;
V — скорость движения осадка в трубе.
Значения Re*p и икр зависят от материала труб или абсолютной шероховатости k. Для илопроводов из стальных и асбестоцементных труб K следует принимать равной 0,15 мм, а из чугунных труб — 1,5 мм.
Значения критической скорости vKp для илопроводов из новых стальных труб 100...400 мм приведены на рис. 4.79.
Потери напора в фасонных частях, установленных на илопроводах, следует определять по рис. 4.80.