ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОРТИРОВЩИК
Мы уже упоминали об автоматической группировке перфокарт. И, действительно, всюду, где работают табуляторы, можно увидеть специальные сортировальные машины, группирующие карты по определённым признакам. Группировка, так же как и запись отверстиями, — неизбежные этапы при счёте на машинах с автоматической установкой чисел. Такова уж природа этих машин: прежде чем считать числа, записанные в перфокартах, последние надо сгруппировать в массивы, по которым требуется подвести итоги.
Поясним примером. Мы хотим подсчитать зарплату и выработку рабочих по ежедневным нарядам, перенесённым в течение месяца на перфокарты. Для этого перед счётом надо весь массив перфокарт рассортировать на группы, в каждой из которых будут карты только одного рабочего. Группировоч - ным признаком являются табельные номера рабочих, пробитые в каждой карте.
Если учесть, что сортировать приходится десятки и сотни тысяч карт, то нетрудно представить себе, как трудоёмка была бы эта работа, если бы она делалась вручную. Другое дело машина. Она сортирует по однозначному признаку около семи карт в секунду — 24 тысячи в час!
Под плоской стеклянной крышкой одна за другой быстро движутся перфокарты, падая в разные карманы машины. Движение их настолько стремительно, что они сливаются в одну сплошную ленту, как бы текут по карманам. Человека, видящего
Сортировальную машину впервые, поражает скорость и безошибочность её работы. Между тем конструкция её несложна и ознакомление с ней поможет нам разобраться в устройстве табулятора.
В правой части машины, под магазином перфокарт, быстро ходит нож, который как бы срезает из пачки по одной карте и подаёт их под непрерывно вращающиеся транспортные ролики. В начале пути перфокарта проходит между контактным валиком и стальной контактной щёточкой, включёнными через электромагнит в электрическую цепь. Над якорем электромагнита на расстоянии друг от друга, равном промежутку между рядами перфокарты, начинаются 12 тонких стальных шин. Эти шины ведут к такому же количеству карманов сортировальной машины, предназначенных для перфокарт с отверстиями на одном из 12 рядов. Всего в машине 13 карманов. Тринадцатый — это своеобразный контролёр. В него попадут перфокарты совсем без отверстий по сортируемой колонке (если, конечно, такие окажутся). На рисунке 25, разъясняющем принцип работы сортировальной машины, для большей ясности показаны лишь четыре кармана.
В начале движения перфокарты между валиком и щёточкой вся система ставится под ток, но электрическая цепь разомкнута, так как перфокарта, лежащая между щёточками и валиком, является изолятором.
Перфокарта свободно продвигается под концами направляющих шин (схема слева). Но стоит щёточке на мгновение попасть в отверстие, чтобы замкнулась электрическая цепь. Получивший импульс тока электромагнит притянет свой якорь, а с ним и концы тех направляющих шин, до которых ещё не дошла перфокарта (схема справа). Транспортные ролики поведут перфокарту дальше поверх притянутых шин. Когда кончится находящаяся под перфокартой шина, карта упадёт в карман. Номер этого кармана будет соответствовать пробитой в перфокарте цифре. Все перфокарты, в которых по сортируемой колонке окажется отверстие на девятом ряду, попадут в карман девяток, перфокарты с пробивкой 8 — в карман восьмёрок и так далее. В результате весь массив окажется разбитым на группы по какому-то однозначному признаку.
Роль человека сводится к закладыванию карточек в приёмный магазин машины. Для группировки перфокарт по многозначному признаку надо весь массив пропустить через сортировальную машину столько раз, сколько знаков содержит группировоч - ный признак, каждый раз передвигая контактную щёточку на следующую колонку.
При группировке перфокарт по двузначному признаку потребуется дважды пропустить карты через машину. Первый пропуск— группировка по разряду единиц: в карманах собираются перфокарты с одинаковыми пробивками в разряде единиц. Второй пропуск — группировка по разряду десятков. Работа окончена. Перфокарты собраны в группы по двузначному признаку. Один человек, работая одновременно на двух сортировальных машинах, заменяет 20—25 человек, группирующих документы вручную.