Налогообложение предприятий
Налоговая система сегодня лежит тяжелым грузом на производстве, носит чисто фискальный характер, стимулируя значительно перераспределение ресурсов через государственные финансы.
Чтобы налоговая политика превратилась в эффективный и действенный механизм стимуляции деловой активности, она должна претерпеть значительные преобразования как нормативного, так и административного характера.
Сегодня правительство работает над пакетом законодательных актов в области налоговой политики. Налоговая система, принятая при административной экономике, во многом зависела от налога с оборота, контроля за ценами и влияния государственной формы собственности. Такая система непригодна в условиях либерализации цен и активного изменения структуры форм собственности. Сегодня налоги должны быть взаимосвязаны с критерием эффективности. Необходимо иначе обосновать категорию прибыли и рентабельности ( не к себестоимости, а к капиталу) по мере включения капитала в экономический оборот.
В условиях развития рыночной экономики важное значение имеет налоговая политика государства. Она должна быть взвешенной, научно обоснованной, способствовать развитию рыночных отношений, реформированию собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность всех субъектов хозяйствования. В налоговой политике невозможно отдавать приоритеты достижению фискальных целей.
По классическим признакам налогообложение должно выполнять одновременно две функции: отбирать и отбирая, заинтересовывать.
Фиксальная (формирование государственного ____ бюджета)____ |
Регулирующая и стимулирующая |
Схематически это можно представить следующим образом:
Существующая в Украине система налогообложения ни коим образом не способна заинтересовать производителя, так как около 70% заработанного поглощается налогами.
Здесь уместно вспомнить концепцию экономиста Лаффера, на которой были построены успешные реформы США в конце 70-х годов.
П о с
Т у
П л е н и я
34% Ставка налогов
До определенного уровня налогообложение способствует отчислениям в бюджет. По данным западных экономистов этот уровень приблизительно равен 34% (1/3 заработанного уходит в налоги). За этим уровне начинается так называемая опасная зона налогообложения. При процентной ставке налогообложения выше 34% налоги уже влекут за собой падение доходов бюджета, потому что либо падает предпринимательская активность, либо уходит в "тень".
Формирование налоговой системы Украины активно началось с 1992г. В 1991г. был принят Закон Украинской ССР "О системе налогообложения". Он определил принципы построения системы налогообложения, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет и взносы в государственные целевые фонды; права, обязанности и ответственность плательщиков налогов.
Система налогообложения - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, взносов в государственные целевые фонды, которые взимаются в установленном порядке.
Б Ю д В ж е т |
Кривая Лаффера |
Со времени принятия Заков Украинской ССР "О системе налогообложения"
В1991 г. произошли определенные изменения в налоговой политике, системе налогообложения. Поэтому Верховным Советом Украины внесены изменения в указанный выше Закон, принятый в новой редакции 2 февраля 1994 года.