СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАПИСИ ЗВУКА НА КИНОПЛЁНКУ
Пользуются широкой известностью две системы записи звука. Обе они разработаны представителями советской кинематографии—проф. П. Г. Тагером и проф. А. Ф. Шориным.
По способу проф. Тагера звукозапись производится следующим образом (рис. 23).
Рис. 23.Упрошенная схема записи звука на плёнку по способу проф. П. Г. Тагера. |
Записываемые звуки улавливаются мембраной микрофона и превращаются в колебания электрического тока. Пройдя усилительное устройство, этот ток усиливается в сотни тысяч раз и попадает в так называемый модулятор света. Это — прибор, превращающий колебания электрического тока в световые колебания. Он представляет собою небольшой сосуд, наполненный особой жидкостью — нитробензолом; в неё помещены пластинки — электроды, к которым и подведены провода от усилителя. Нитробензол обладает замечательной особенностью изменять свои светопреломляющие свойства в зависимости от изменения силы электрического тока, идущего от усилителя к электродам модулятора.
Модулятор стоит на пути световых лучей, направляемых от спокойно горящей электрической лампочки через щель и объектив к непрерывно движущейся светочувствительной плёнке, на которой должен быть записан звук -
Проходя в нитробензоле между электродами модулятора, свет под влиянием меняющегося электрического тока будет то ярче, то слабее. Поэтому, падая за модулятором на движущуюся киноплёнку, он окажет различное химическое воздействие на её светочувствительный слой. Звуковые колебания будут сфотографированы.
На плёнке, между снимками-кадрами и перфорацией, появится узкая «звуковая дорожка»), или фонограмма.
Она будет состоять из параллельных чёрточек, одинаковых по высоте, но отличающихся шириной и степенью прозрачности (рис. 24).
Система Тагера называется интенсивной, или тоновой.
Рис. 24. Так выглядит «звуковая дорпжкэ» (слева), записанная на плёнку по способу проф. П. Г. Тагера. |
Ещё более простой модулятор света был предложен заслуженным деятелем науки и техники В. Д. Охотниковым совместно с А. Машковичем в 1929 году. По своему устройству этот модулятор походит на обычную электрическую лампочку накаливания (более подробно об этом, а также вообще о различных способах записи звука см. брошюру «Научно-популярной библиотеки» Гостехиздата —
В. Д. Охотников «В мире застывших звуков»).
После того как процесс звукозаписи закончен, плёнка подвергается такой же обработке, как и любая негативная киноплёнка с отснятыми на ней кадрами. В результате получается негатив фонограммы. При изготовлении позитива кинокартины на одной и той же позитивной плёнке печатается сначала зрительный ряд (изображение), а потом фонограмма.
Способ звукозаписи, разработанный проф. А. Ф. Шориным отличается от описанного также устройством модулятора света. В аппарате Шорина использован в качестве модулятора так называемый струнный гальванометр.
Вот как записывается звук по способу проф. Шорина (рис. 25). Световые лучи от небольшой электрической лампочки, пройдя через узкую щель и специальный объектив, падают в виде узенькой полоски на непрерывно движущуюся светочувствительную плёнку. На пути лучей, как и в аппарате Тагера, установлен модулятор света. Но здесь он представляет собой магнит с натянутой между его полюсами нитью из дюралюминия. Через эту нить и пропускается усиленный электрический ток, идущий от микрофона.
Так как сила электрического тока, проходящего через нить, всё время изменяется, благодаря звуковым колебаниям, то в такт этим изменениям нить приходит в колеба -
ЗВук |
Рис. 25. Упрощённая схема записи звука на плёнку по способу проф. А. Ф. Шорина. |
Тельное движение. Она начнёт выгибаться то сильнее, то слабее.
Рис. 26. Фонограмма, записанная на плёнку по способу проф. А. Ф. Шорина. |
Аппарат Шорина устроен таким образом, что когда нить находится в спокойном состоянии, тень от неё покрывает половину световой щели, сквозь которую освещается плёнка. Во время работы аппарата, когда нить приходит в колебательное движение, она перекрывает световую щель то в большей, то в меньшей степени. В соответствии с этим и плёнка освещается то сильнее, то слабее. Таким образом, на её светочувствительном слое окажутся записанными малейшие изменения электрического тока, вызванные колебаниями звука перед микрофоном.
«Звуковая дорожка», записанная по способу проф. Шорина, состоит
Из прозрачных и зачернённых час
Тей, образующих между собой зубчатую границу (рис. 26).
Так записывается звук на киноплёнку.
Надо сказать, что теперь применяемые в практике звукозаписывающие аппараты отличаются ещё более сложным устройством. Над их совершенствованием работали десятки специалистов во всех странах мира. Но в основе
всех этих аппаратов лежат устройства, разработанные нашими советскими учёными: профессорами Тагером, Шориным и заслуженным деятелем науки и техники Охотниковым.
В заключение следует ещё рассказать о том, что скорость движения плёнки при съёмке (а также и при демонстрации) звуковых фильмов примерно в 1,5 раза бельше, чем скорость плёнки в немом киноаппарате.
Чем вызвано такое повышение скорости плёнки в звуковом кинематографе?
Это необходимо для того, чтобы обеспечить доброкачественные запись и воспроизведение звука. Действительно, наиболее высокие звуки, которые бывает необходимо записать на плёнку, имеют около 10 тысяч колебаний в секунду. При принятой в звуковом кино скорости движения плёнки на одно колебание приходится всего
0, 045 Мм длины «звуковой дорожки». Это очень небольшая величина.
И если бы плёнка двигалась медленнее, эта величина стала бы ещё меньше, и изображения отдельных звуковых колебаний на плёнке просто слились бы. В этом случае хорошего воспроизведения звука не удалось бы получить.