КАК ЧЕЛОВЕК УЧАСТВУЕТ В ИЗМЕРЕНИЯХ
|1то происходит при измерении? Мы сравниваем изме - ■ ряемую величину с единицей измерений при помощи меры или измерительного прибора. Происходящие при
У / |
'/л / ' ' Ч |
% |
1 И 1 |
Рис. 14. Параллельны ли вертикальные линии?
Этом явления (например, перемещение стрелки весов) через органы чувств воздействуют на наш мозг. Следовательно, оценивая достоверность измерений, нельзя не учитывать погрешностей, которые возникают именно за счёт органов чувств (обманы зрения, слуха и т. д.).
Убедиться в возможности таких ошибок нетрудно. Посмотрите на рис. 14. Нам кажется, что вертикальные линии на нём идут вкось и вкривь. На самом деле они строго параллельны.
Если рассматривать на просвет рис. 15, то вертикальные линии кажутся искривлёнными. Но переверните страницу, и вы убедитесь, что они прямые.
Рис. 15. Взгляните на просвет. Прямолинейны ли вертикальные линии? |
Или взгляните на рис. 16. Какие отрезки равны между собой:
АБ и БВ или ГД и ДЕ? А теперь возьмите линейку и измерьте длину каждого отрезка.
Как видите, заключения, сделанные «на глаз», далеко не всегда бывают верны.
Не всегда можно доверяться и слуху. Вот что говорит по этому поводу известный метролог проф.
М. Ф. Маликов: «...Достаточно поставить наблюдателя в условия, не совсем обычные для восприятия звука, чтобы он сделался жертвой самых грубых ошибок... Если мы почему-либо вообразим, что источник какого-либо слабого звука находится не вблизи нас, а значительно дальше, то звук будет нам казаться гораздо громче... Звуки падения капель из крана водопровода, находящегося недалеко от наблюдателя, если он не знает причины их происхождения, могут показаться столь
Рис. 16. Какие отрезки равны между собой: АБ и БВ или ГД
И ДЕ?
Же громкими, как удары молота по наковальне, раздающиеся где-либо вдали...» Значит, силу звука на слух оценить трудно.
Таких примеров можно привести очень много. Наши органы чувств, если им слишком доверяться, могут привести к досадным ошибкам.