Развитие государственного страхования
В 1933 г. при Наркомфине СССР было создано Главное управление Госстраха СССР. Ранее существовавшее Правление Госстраха СССР, которое до этого проводило страховые операции, связанные главным образом с внешней торговлей, было ликвидировано и его функции перешли к Главному управлению Госстраха СССР. В союзных и автономных республиках, краях и областях при соответствующих финансовых органах были созданы управления Госстраха. В районах и городах организованы инспекции Госстраха. Для контроля за работой по ликвидации убытков (рассмот-
Рения и утверждения актов об убытках) были созданы районные страховые комиссии (существовавшие до 1940 г.) и сельские страховые комиссии (до 1937 г.).
В 1934 г. возобновилось добровольное сверхокладное страхование колхозного имущества и личного имущества граждан. Личное страхование было вновь передано в Госстрах. В 1936 г. был введен институт страховых агентов для привлечения страхователей и оформления договоров.
В дальнейшем происходит увеличение роли государственного страхования в обеспечении непрерывности расширенного социалистического воспроизводства. Постановлением Совнаркома СССР от 3 февраля 1938 г. "О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций" был расширен перечень страхуемого государственного имущества и введено страхование только с взиманием платежей. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, а также государственного имущества, сданного в аренду или в иное пользование отдельным лицам или частным организациям. Добровольное страхование распространено на имущество учреждений, состоящих на местном бюджете, находящихся в их ведении предприятий и организаций, а также на имущество кооперативных и других общественных организаций.
4 апреля 1940 г. Верховный Совет СССР принял закон об обязательном окладном страховании, который повысил нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах (крупного рогатого скота — вдвое, сельскохозяйственных культур — на 20%).
В период Великой Отечественной войны страхование использовалось в интересах бесперебойного производства сельскохозяйственной продукции и сырья в колхозах с целью удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности и населения. Также страхование приобретало особенно важное значение, как метод привлечения денежных средств. Были значительно повышены нормы обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных. С 1943 г. коллективное страхование жизни трудящихся прекратилось и вводилось индивидуальное страхование жизни.
После войны особое внимание уделялось организационному укреплению системы органов страхования. В 1948 г. было утверждено "Положение о Главном управлении государственного страхования СССР (Госстрах СССР) и его органах", заменившее "Положение о государственном страховании СССР" от 18 сентября 1925 г. Госстрах получил большую самостоятельность, повысилась роль страховых инспекций.
Постановлением правительства с 1 января 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящих на местном бюджете и находящихся в их ведении предприятий и организаций.
Сфера распространения государственного страхования была ограничена рамками колхозно-кооперативной собственности (кооперативных,
Профессиональных и других общественных организаций) и личной собственности граждан.
В связи с осуществлением мероприятий по расширению прав союзных республик в руководстве хозяйственным строительством местные органы Госстраха и практическое осуществление государственного страхования с ] апреля 1958 г. переданы в ведение министерств финансов союзных республик. Главное управление государственного страхования СССР, находившееся в ведении Министерства финансов СССР, было упразднено, а в составе Министерства финансов организован отдел государственного страхования, в обязанности которого входили разработка и представление на утверждение министерства правил и инструкций по вопросам государственного страхования, осуществление координации и методического руководства проведением государственного страхования в союзных республиках, В ряде союзных республик Управления государственного страхования были преобразованы в Главные управления. Все местные органы государственного страхования сохранены без изменений.
В период 1960—1980 гг. государственное страхование способствовало охране сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей. Реальные условия и гарантии для восстановления погибших ценностей и для непрерывности и бесперебойности сельскохозяйственного производства создавала колхозам действовавшая в то время система обязательного окладного страхования колхозного имущества: строений, оборудования, инвентаря, транспортных средств, сельскохозяйственной продукций (урожая и других видов продукции), материалов и племенного скота.
Особое значение для колхозов имела система страхования сельскохозяйственных культур, которая была обеспечена обязательным страхованием лишь в небольшой степени. В 1958 г. общая сумма обеспечения по обязательному окладному страхованию всех сельскохозяйственных культур в колхозах составляла только 14,6% стоимости урожая, начисленной по государственным закупочным ценам. Недостаточными были и нормы обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных животных.
Для того чтобы повысить значение обязательного окладного страхования в современных условиях колхозного производства и повысить уровень страхового обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных, 7 декабря 1959 г. был принят Указ Верховного Совета СССР "О частичном изменении Закона об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г. По этому указу размер обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных культур повышен до 40% от средней стоимости урожая, определяемой по государственным закупочным ценам. Например, гектар озимой пшеницы ранее страховался в среднем в размере 10 руб., а теперь - 41 руб., а сумма страхового обеспечения на одно животное (крупный рогатый скот) возросла в среднем с 60 руб до 80 руб
Указ также предусматривал, что колхозные сельскохозяйственные машины и орудия могут быть застрахованы в добровольном порядке Кроме того, были понижены тарифные ставки по обязательному окладному страхованию имущества колхозов на 23%.
В систему добровольного имущественного страхования, дополняющую обязательное окладное страхование, также внесены изменения Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г, lO добровольном страховании имущества колхозов и населения" Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и животных должно производиться исходя из их стоимости по закупочным (а не по розничным) ценам Введено добровольное страхование сельскохозяйственной техники и механизированных средств транспорта колхозов Дополнительно к обязательному окладному страхованию введено также добровольное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личнои собственности.
Изменены порядок использования и размеры отчислений от страховых платежей на финансирование предупредительных мероприятий, которые обязали производить из всех видов платежей (и по обязательному окладному, и по добровольному видам страхования). Размер отчислений — 8 — 10%, которые расходуются на финансирование мероприятий по предупреждению пожаров и падежа скота, борьбе с ними, а также по предупреждению гибели и повреждения сельскохозяйственных культур.
Таким образом, с начала 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР действовала система государственного страхования, состоящая из обязательного и добровольного имущественного и личного страхования.
Отличительной чертой обязательного имущественного страхования была и остается его всеобщность* страхователями являются и все колхозы, и граждане, которые имеют имущество, подлежащее обязательному страхованию. Застрахованными являются все объекты данного вида (в колхозах - все строения, урожай, животные, а в хозяйствах граждан - все строения, все достигшие определенного возраста животные).
Законом установлены размеры страхового обеспечения, и поэтому обязательное страхование является нормированным (в сумме или в процентах) : страхователь не может сам назначать или предлагать страховую сумму.
Обязательное страхование является бессрочным и действует непрерывно до тех пор, пока существует та или иная собственность. Ответственность возникает автоматически с момента постройки строения или с момента достижения 6-месячного возраста животного. Кроме того, ответственность страховщика не зависит от внесения страхователем страховых платежей: некоторые хозяйства не могут внести в срок платежи и считаются недоимщиками, но страховщик продолжает нести ответственность» Од-
Нако впоследствии применяются принудительные меры взыскания недоимки
Поскольку добровольное страхование основано на договоре страхования, то страхователь сам определяет страховую сумму исходя из стоимости имущества, а в личном страховании эта сумма вообще не ограничивается Однако договор добровольного страхования вступает в силу, если страховые платежи внесены вовремя
Обязательное государственное сірахование в СССР включало 2 вида: окладное имущественное страхование и обязательное личное страхование пассажиров в пути Основной вид по сбору премии и количеству застрахованных объектов - окладное имущественное страхование. В колхозах объекты окладного страхования следующие: строения, инвентарь, транспортные средства